Продолжаем знакомить вас с лауреатами III конкурса Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге «Мои года – мое богатство». Благодаря Ирине Васильевой из Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района, мы узнали о долгой и по-настоящему плодотворной жизни Егора Алексеева. Егору Васильевичу 93 года, большую часть из которых он рационализировал, изобретал, патентовал и внедрял много чего полезного в разных сферах – от стреляющих кристаллов для оборонных целей до медицинских приборов и технологий для гастроскопии, лазерной терапии, заживления швов и малоинвазивных операционных вмешательств. Несовершеннолетний узник фашистского концлагеря в Старой Руссе, он наотрез отказывается вспоминать это время. Слава Богу, выжил, да еще и нашел там свою любовь, которую пронес сквозь годы. Любовь к одной женщине и к поэзии.
Егор Васильевич Алексеев – человек слова: если пообещал сделать, то непременно сделает, даже если ему трудно или не нравится. И это не потому, что он покорно преклоняется перед волею судьбы, а потому, что отступать не привык, потому, что каждое новое дело для него – это азарт, будто бы спор с самим собой: «Смогу ли я?» Вот и говорить о себе он не привык, но раз пообещал, то рассказал то, что в своей жизни считает важным. Записала его историю специалист КЦСОН Московского района Ирина Васильева и прислала на конкурс Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге «Мои года – мое богатство». Публикуем с некоторыми сокращениями то, что у нее получилось:
Наше знакомство с Егором Васильевичем началось два года назад. Он пришел в социально-досуговое отделение нашего Центра на занятия литературой. Никогда ничего о себе не говорил, с интересом занимался и однажды на одном из литературных вечеров он представил свету свои собственные стихи. Никто не ожидал, что в тихом и скромном человеке имеется такой скрытый талант. Стихи оценили по достоинству, после чего Егор Васильевич стал почетным членом театральной студии. И самым старшим.
Он родился 26 апреля 1931 года. Окончил школу с медалью, мечтал о литературе, но судьба распорядилась иначе – заниматься творчеством и всерьез писать стихи он начал, только выйдя на заслуженный отдых.
Во время войны Егор попал в концлагерь в Старой Руссе. Там же познакомился с будущей женой. В семье родились две девочки: Татьяна и Наталья. Не до поэзии тогда было…
Поступил в ПТУ, где научился автоматической сварке. Устроился работать сварщиком на Адмиралтейский завод в Ленинграде. Варил трубы для торпедных аппаратов. Потом была служба в армии. Егора с группой ленинградских товарищей отправили на прохождение годичной школы сержантского состава. Наш герой служил во взводе механиков, изучал движущуюся военную технику. После обучения прошел стажировку на танковом заводе в Харькове.
При этом мечта заняться творчеством не оставляла Егора. Он пробовал писать. Отправлял свои заметки в разные издания. Сначала в газету «Красная звезда», потом - в «Ленинградскую правду», откуда получил приглашение на семинар для молодых писателей и поэтов. После семинара всерьез задумался о поступлении на факультет журналистики. Сказано-сделано. Однако Егор осознанно отказался от своей мечты «до лучших времен». А пока…
После службы вернулся на судостроительный завод, получил второй класс механика, сдал экзамен по капитальному ремонту двигателя и попал в команду, обслуживающую плавучие доки, подводные лодки. Егор Васильевич участвовал в строительстве ледокола «Ленин». Пока создавался корпус ледокола Алексеев без отрыва от производства учился, получил диплом судового механика. Одновременно устроился в Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова. Там определили работать в измерительную лабораторию, в которой занимались изучением кристаллов для военных целей (стреляющих кристаллов).
На нашу встречу Егор Васильевич принес такие кристаллы для примера (красивые красные стержни с прозрачными концами с двух сторон), подробно объяснив их назначение.
Молодой специалист Алексеев занимался усовершенствованием и разработкой приборов для измерения кристаллов, для исследований темнеющей после выстрелов и взрывов оптики, в частности, портативного лазера (удостоверение на рационализаторское предложение № 3207 от 22.11.1978).
Далее команду, в которой работал наш герой, перевели в отдел ГОИ, который занимался волоконной оптикой. Там Егор Васильевич участвовал в создании медицинских приборов для гастроскопии, изобрел микроканальную пластину для приборов ночного видения (номер патента 2087989).
За период с 1976 года по 1989 год в личном деле Алексеева насчитывается 48 удостоверений на рационализаторское предложение, а за период с 1988 года по 1999 год - 7 запатентованных изобретений. К заслугам Егора Васильевича, реализованным на практике в медицинских учреждениях города, относятся: внедрение лазерных технологий в стоматологии, в заживлении швов и проведении малоинвазивных операций (в т.ч. на желудке).
15 лет наш герой возглавлял Совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
При такой насыщенной научно-исследовательской и общественной работе Егор Васильевич всегда находил время для семьи - жены и двух дочек. Дочь Наталья стала стюардессой, но оставила профессию после авиационного происшествия, в котором чудом осталась жива. Татьяна окончила финансово-экономический институт, подарила Алексеевым прекрасную внучку. Девушка занимается дизайном.
Когда дети и внучка повзрослели, а Егор Васильевич вышел на заслуженный отдых, для воплощения его давней мечты настали наконец лучшие времена. Ничто теперь не отвлекает нашего героя от поэзии, а семья поддерживает и вдохновляет. Неудивительно, ведь состоит она помимо начинающего поэтическую карьеру Егора Васильевича сплошь из прекрасных дам. Им поэт и посвящает свои сочинения. Вот одно из недавних его стихотворений:
***
Прекраснейшие! Сколько нежных слов,
Хвалебных од слагали вам мужчины!
Дарили вам цветы, безмерную любовь,
Носили на руках на горные вершины!
Напрасно говорят, что мы теперь «не те»,
Нет рыцарей-мужчин и нравы изменились.
Позвольте возразить, но быть на высоте,
Мужчины и теперь отнюдь не разучились.
А рыцарей-мужчин средь нас не перечесть,
И для упреков нету оснований,
Готовых оградить достоинство и честь
Прекрасных Дульсиней от дерзких притязаний.
Пока крепка рука, пока с коня не слез,
Кому со мной помериться охота!
Я смело ринусь в бой с копьем наперевес,
С отвагою идальго Дон Кихота!
А если ловелас, укутанный плащом,
Обидеть чем-то женщину посмеет,
Возникну в тот же час с копьем иль палашом,
И пусть обидчик горько пожалеет!
Мы нежно любим вас, покой ваш бережем,
На вещий женский зов пойдем в огонь и в воду,
И чистую любовь сквозь годы пронесем,
Как Прометей огонь, как Одиссей свободу!