Осенью прошлого года петербургский Уполномоченный познакомилась с работой основной клинической базы Психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко в селе Никольское. Теперь Светлана Агапитова побывала на второй площадке этого учреждения, располагающейся в центре Санкт-Петербурга. Также она посетила Комплекс дневных стационаров, относящийся к этой больнице.
Знакомясь с основной клинической базой, Уполномоченный отметила хороший опыт социальной и реабилитационной работы. Этот же гумманистический акцент в подходах к лечению душевных болезней Светлана Агапитова увидела и на других площадках учреждения.
Стационар с утраченным бюстом
Стационарная база №2 Психиатрической больницы им. П.П. Кащенко располагается на набережной Фонтанки.
Комплекс зданий был построен в 1866 году для медицинского учреждения. В нем была открыта «Александровская больница для рабочего населения в память 19-го февраля 1861 года», учреждённая указом Александра II. В честь основателя перед фасадом больницы был установлен бюст императора, который в последствии снесли. А постамент от него остался и по сей день. Администрация очень хочет его восстановить, но пока не знает – как это сделать.
В состав больницы им. П.П. Кащенко эта площадка вошла недавно – в 2017 году. Структурно она состоит из 5 отделений. Пациенты проходят здесь комплексное лечение психических расстройств. При наличии сопутствующих общесоматических заболеваний подопечным также оказывают необходимую медицинскую помощь.
В целом, стационарная база №2 ничем особенным не отличается от учреждений этого профиля: большие многоместные палаты без дверей, посты наблюдения, туалеты без кабинок, общие холлы. Заместитель главного врача по медицинской части Лариса Азарова рассказала Светлане Агапитовой о работе больницы и проводила Уполномоченного по отделениям.
Свободные от терапии пациенты по большей части находились в холлах – играли в настольные игры, рисовали, смотрели телевизор. На вопрос Уполномоченного «Как вам здесь живется?», в мужском отделении бодро отозвались: «Как при коммунизме!». Оказалось, что это – хорошо. Жалоб и претензий никто не высказал. «А что вы делаете целый день, вам не скучно?», - продолжала интересоваться Светлана Агапитова. Всех опередил самый находчивый, отрапортовав: «Как что? Лечимся, читаем, думаем». Один из пациентов доверительно сообщил Уполномоченному, что недавно читал в газете интервью с ней…
А в женском отделении похвастались художественными достижениями - многие здесь увлечены рисованием. Одна из девушек с гордостью продемонстрировала кисть руки, почти полностью покрытую татуировкой с изображением монстра. «Это демон, который живет во мне», - таинственно пояснила она.
Встретились и несколько подопечных психоневрологических интернатов. Их сюда направляют в случае ухудшения состояния, например, из-за сбоя в приеме препаратов. Возможность направления в больницу в качестве репрессивной меры специалисты отрицают. При поступлении человека осматривают специалисты и определяю его состояние. Если он не нуждается в госпитализации, его отправят обратно.
А вот женщина, пришедшая навестить сына, пожаловалась, что пациентов не выводят гулять. Начмед стационара пояснила, что это временное ограничение, связанное с погодой: у каждого отделения свой прогулочный двор, и сейчас они «на просушке».
Комплекс дневных стационаров – лечение без госпитализации
О комплексе дневных стационаров на Канонерской улице начмед Лариса Азарова говорит с нескрываемой гордостью. Действительно – это очень интересное учреждение, представляющее собой современный подход к психиатрии. И не только потому, что в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами широко используются самые новейшие психофармакологические и психотерапевтические методики.
Работа специалистов здесь ориентирована на то, чтобы помочь человеку, не прибегая к госпитализации. Некоторые пациенты проходят курс лечения, продолжая при этом работать. Сам факт того, что человек не вырывается из социума, по мнению специалистов, дает хороший позитивный эффект.
С особым вниманием здесь относятся к пациентам с первым психотическим эпизодом, поскольку этот этап заболевания очень важен для прогноза, успешной медикаментозной и психосоциальной терапии. Специалисты проводят обучение родственников людей с расстройствами психики, рассказывают, как правильно реагировать на те или иные поведенческие проявления, за чем важно и нужно наблюдать, как не пропустить ухудшение и т.п.
Еще одна интересная практика дневных стационаров больницы им. П.П. Кащенко – выездная служба. То есть врачи проводят лечение и наблюдают пациентов, приезжая к ним на дом. Для Санкт-Петербурга — это первый опыт, который наши специалисты переняли у московских коллег.
Светлана Агапитова осмотрела комплекс, поговорила со специалистами отделений и с пациентами. Конечно, производят впечатление группы арт-терапии. Здесь воздействуют на душевное состояние с помощью изобразительного искусства, музыкальных инструментов и даже поэзии. Пациенты учатся ощущать и выражать свои эмоции разными способами, понимать и стабилизировать свое состояние. Например, на занятии пациенту предлагают выбрать музыкальный инструмент, звучание которого наилучшим образом отражает его внутреннее состояние на данный момент. А выбрать есть из чего, помимо вполне традиционных есть и такие как шаманский бубен, посох дождя (зэр пу) или Барабан Шум океана. Пациенты, с нетерпением ожидавшие начала занятия, рассказали, что чувствуют от них заметный положительный эффект и очень их любят.
Есть в дневных стационарах и специальные рабочие места, созданные в рамках совместного проекта Комитета по труду и занятости населения и Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Здесь изготавливают крафтовые конверты различных размеров. С одной стороны, такая деятельность имеет терапевтический эффект, с другой – дает возможность заработать деньги сверх пенсии.
Светлана Агапитова поинтересовалась – не утомляет ли трудящихся такая однообразная работа? Они объяснили, что весь процесс разбит на отдельные операции: разметка, крой, фальцовка, склеивание. Чтобы не утомляло однообразие, они меняются между собой.
«Работа дневных стационаров мне очень понравилась, - говорит Светлана Агапитова. – И вообще, сам подход – лечить пациента, не лишая его привычного социума, мне кажется очень прогрессивным. На этом фоне, конечно, традиционные стационары с этими многоместными палатами выглядят очень архаично и негуманно. Хоть специалисты и считают, что для пациента в острой фазе эти бытовые аспекты большого значения не имеют.
Обратила внимание, что в дневных стационарах очень много молодежи, причем, как медицинских работников, так и пациентов. Мне это объяснили тем, что меняется не только сама психиатрия, но и отношение к ней в обществе. Люди перестали бояться обращаться за помощью. Думаю, что такая форма лечения очень этому способствует».