Светлана Агапитова провела рабочее совещание по вопросу перевозки спортивного инвентаря в метрополитене. Напомним, что к Уполномоченному по правам человека обратились лучники, которых не пускают в петербургскую «подземку» по соображениям безопасности. Спортсмены уверяют, что их ручная кладь только внешне похожа на оружие, а по сути – обычное спортивное снаряжение, не представляющее опасности для окружающих. Но администрация ГУП «Петербургский метрополитен» с ними не согласна.
«Когда мы получили обращение, решили, что это – недоразумение. Оказалось, не всё так просто», - начала встречу Светлана Агапитова. К дискуссии присоединились прокурор Петербургского метрополитена Илья Корнилов, заместитель начальника отдела транспортной безопасности Управления метрополитена Анжела Семиглазова, юрисконсульт отдела транспортной безопасности Управления метрополитена Артем Прыгичев, заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту Елена Павлова, представитель Санкт-Петербургской федерации стрельбы из лука Всеволод Масякин.
Обсуждаемую проблему вряд ли можно назвать стихийным бедствием для спортивной жизни региона, потому как лучников порядка 100-150 человек на весь Санкт-Петербург. Жалоб от них тоже немного: за последний год 4 обращения поступили в ГУП «Петербургский метрополитен» и еще несколько в Прокуратуру метрополитена. Останавливают не всех - кому-то всё же удается проскочить со снаряжением в «подземку». И всё же ситуация крайне неприятная: в самый неподходящий момент спортсмену могут отказать в услуге перевозки. Потому что спортивный лук внешне похож на боевое оружие, а метро – стратегический объект.
«Началось с того, что дети стали опаздывать на занятия и соревнования, - рассказывает тренер стрелков Всеволод Масякин. – Потом женщину не пустили в метро в 11 часов ночи. Ей пришлось самостоятельно добираться от Лесной до Купчино на такси. А если нет такой возможности?». Как отмечают представители спортивного блока, разъезжать на такси или личном автомобиле может позволить себе не каждый. А тренировки проводятся по нескольку раз в неделю.
Переписка региональной Федерации стрельбы из лука с Петербургским метрополитеном ясности не внесла. Сначала перевозчик порекомендовал иметь при себе документы, подтверждающие безопасность снаряжения, а потом и вовсе запретил провоз подозрительного инвентаря.
Логичным развитием ситуации стало обращение спортсменов к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге. Юристы аппарата Светланы Агапитовой, изучив нормативную базу, пришли к выводу, что лучники правы – в их арсенале нет оружия, следовательно, нет и оснований, чтобы препятствовать их передвижению на метро (подробности – в предыдущем материале). Однако представители организации-перевозчика позицию коллег не разделяют, полагая, что в рамках действующего законодательства помочь спортсменам с провозом «сомнительного багажа» невозможно.
«Мы не запрещаем, мы выполняем требования закона», - поясняет юрисконсульт отдела транспортной безопасности Управления метрополитена Артем Прыгичев, добавляя, что цель работы организации – безопасная перевозка пассажиров: «В метро запрещено провозить любое оружие. Если будет строго определено, что луки – это не оружие, а спортивный инвентарь, мы будем действовать иначе». А пока имеются разночтения в ГОСТах и отсутствуют четкие формулировки в законах, метрополитен будет руководствоваться позицией Национального антитеррористического комитета*:
Представитель надзорного органа Илья Корнилов понимает обеспокоенность перевозчика: «Есть четкая позиция по антитеррористической защищенности, поэтому метрополитен пытается обезопасить себя и пассажиров». При этом прокурор убежден, что лучников нужно поддержать – пересаживать всех на такси просто негуманно. «Формально ситуация сложная, но по здравому смыслу всё понятно. Нужно навести порядок», - считает Илья Корнилов и призывает участников консолидироваться и искать мирные пути урегулирования. Так, чтобы не доводить дело до судебных тяжб, как было с собаками-поводырями, которых тоже раньше не пускали в метро.
«А как проблема решается в Москве?», - поинтересовалась Светлана Агапитова. Оказалось, в столице у стрелков из лука нет сложностей с пользованием метрополитеном - ситуацию удалось урегулировать на уровне субъекта.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что Санкт-Петербург тоже может пойти по этому пути. Но прежде предстоит заручиться поддержкой Комитета по транспорту и согласовать позицию с Юридическим комитетом. При этом следует учесть, что вносимые изменения не должны противоречить федеральным нормам, в которых юристы метрополитена тоже усмотрели разночтения. Прокуратура Петербургского метрополитена уже озадачилась этим вопросом и проинформировала вышестоящее руководство о необходимости внесения изменений в правовые акты на федеральном уровне.
Реформирование законодательства – процесс небыстрый, а передвигаться по городу спортсменам нужно уже сейчас. Можно ли придумать временное решение проблемы?
Светлана Агапитова предложила проработать этот вопрос с руководством Комитета по транспорту, который курирует деятельность ГУП «Петербургский метрополитен». Заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту Елена Павлова отметила, что со своей стороны ведомство готово оказывать всяческое содействие для успешного разрешения ситуации: «Если нужно, мы готовы предоставить поименные списки, можем выдавать справки. Лишь бы наши спортсмены могли нормально заниматься и выступать».
Руководители Спорткомитета убеждены: их ребята с младых ногтей знают, что такое правила безопасности, и никогда не позволят себе злоупотребить силой. Поэтому включение их в число потенциальных «злоумышленников» в корне неверно. Оппоненты парируют: правила – едины для всех. И пока в законодательстве не будет проведена четкая грань между луком для спорта и боевым луком для поражения цели, отношение к нему будет соответствующее…
Светлана Агапитова: «Дискуссия получилась оживленной. К сожалению, сделать новогодний подарок лучникам не получилось, но, главное, стороны выразили готовность договариваться и озвучили, на каких условиях возможен компромисс.
Комитету по физической культуре и спорту необходимо сформировать единую позицию с Комитетом по транспорту и проработать законодательство. А пока придется регулировать ситуацию в «ручном режиме». В какой форме это будет осуществляться – предстоит продумать.
Первый шаг к решению проблемы сделан. Мы продолжим заниматься этим вопросом в будущем году».
* Письмо Национального антитеррористического комитета от 19 апреля 2022 г. N 11/П/1-849 "О дополнительных антитеррористических мерах в условиях проведения специальной военной операции"