Уполномоченный по правам человека Светлана Агапитова с членами своего Молодежного совета на «блокадном трамвае» посетили исторически значимые места Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Экскурсия стала очередным совместным проектом с градозащитным сообществом Северной столицы, который удалось реализовать при содействии Комитета по транспорту.
Маршруты памяти
Ранним утром участники Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека, активисты градозащитных, студенческих и краеведческих организаций собрались у Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта на Среднем проспекте Васильевского острова, чтобы отбыть в историческое путешествие на ретротрамвае.
Путь пролегал от Васильевского острова через Петроградскую сторону, Троицкий мост к зданию Центральной трамвайной («Блокадной») Подстанции на Фонтанке. Эта тяговая подстанция после суровой зимы 1941-1942 года обеспечила запуск трамвайного движения. И только благодаря усилиям блокадников и градозащитников, непримечательное здание в стиле советского конструктивизма теперь на законных основаниях является памятником героическому подвигу ленинградцев.
Когда-то петербургская трамвайная сеть считалась крупнейшей в России. В 1990-х был взят курс на сокращение маршрутов, вплоть до полного исчезновения рельсового транспорта в центре города, что привело к массовому демонтажу путей и уничтожению исторических трамвайных парков. К примеру, Рождественский парк на Дегтярном переулке к 2008 году исчез с лица земли. Сейчас на этом месте красуется Невская Ратуша. Василеостровский парк ждала та же участь, но за него вступились активисты, заручившиеся поддержкой депутатов и видных деятелей культуры и искусств. С 2014 года учреждение возобновило свою работу, при нем открылся Музей городского электрического транспорта.
В лучшую сторону стало меняться и отношение к историческому следу петербургского трамвая. Данный вид транспорта остается полноправным участником движения, а восстановленными рельсами несуществующих маршрутов теперь пользуются экскурсионные ретротрамваи. Совершая ретроповороты, машинист выходит из кабины и вручную переводит стрелки путей, вызывая удивление других участников уличного движения.
Захваченные историей
Как известно, Петербург – музей под открытым небом. Специалист аппарата Уполномоченного Сергей Васильев, знаток истории и активный защитник родного города, беспрерывно рассказывал экскурсантам о красотах и достопримечательностях, мелькавших за окнами трамвайного вагончика модели МС (этот трамвай 1932 года выпуска сняли с маршрутов еще в 1967 году). Сравнить РАНЬШЕ и СЕЙЧАС участники экскурсии могли благодаря наглядным материалам – архивным фотографиям, копиям документов, карт и планов.
Светлана Агапитова и участники Молодежного совета, известные своей активной позицией по защите памятников культуры, оказались хорошо знакомы с некоторыми значимыми объектами. Так, например, деревянный Дом Бремме («Блокадная аптека») на 12 линии ВО, 41, стал местом выездной встречи Уполномоченного с проектировщиками и местными активистами в блокадную годовщину в январе. Совместными усилиями неравнодушных людей памятник спасен, скоро здесь начнутся реставрационные работы.
Дом Чернышевой на 4 линии ВО, 39 – еще один объект внимания Молодежного совета. Здесь, в рабочем взаимодействии с администрацией района и управляющей компанией, реализуется проект восстановления подлинного оконного заполнения и фрагмента витража.
Местность вокруг Кронверка на Петроградской стороне в 18 веке стала объектом массового захоронения работных людей, строивших крепость. Это не только жители Невский берегов, но и вольнонаемные мастера, и вынужденные переселенцы из других регионов, принудительно оторванные от дома по велению властей. Данная археологическая находка на пересечении Сытнинской и Кронверкской улиц привела к приостановке застройки. Пустырь на месте некрополя и обнаруженные здесь же фундаменты кирхи св. Марии взяли под свою опеку активные местные жители. И теперь просят Уполномоченного поддержать их в желании увековечить память о первостроителях города. Тематический экспертный совет на эту тему состоялся в мае.
Конечная остановка – это только начало
Конечную остановку трамвай сделал прямо напротив здания Цирка на Фонтанке. Далее делегация пешком дошла до Тяговой подстанции № 1 на набережной - неотъемлемой части «Маршрута памяти». В 5 минутах ходьбы отсюда находятся «Блокадная прорубь», «Дом Радио», знак «Блокадный репродуктор» и другие символы Ленинграда периода Великой Отечественной войны.
Участники экскурсии еще раз вспомнили знаковые события из жизни города. И тот путь, который прошли градозащитники, отстаивая права петербуржцев на историческую память и культурное наследие. Сегодня значимость «Блокадной подстанции» не вызывает сомнений. А ведь не так давно объект был признан аварийным и едва не пошел под снос ради очередного новодела в границах «золотого треугольника».
Однако эта важная победа – только начало сложного маршрута по сохранению исторического наследия Санкт-Петербурга. Реализуемый в тандеме с градозащитным сообществом проект «Культпоход» подтверждает: огромное количество объектов нуждается в защите и внимании. И это отличная точка приложения сил для активных любителей города из Молодежного совета.
«Изначально мы планировали только экскурсию по знаковым местам Санкт-Петербурга. Но получилось еще и путешествие по местам активности Молодежного совета, - отмечает Светлана Агапитова. - Сейчас наше общество переходит к другому осознанию ценности истории – пониманию хрупкости и значимости преемственности, памяти поколений. Я рада, что мои молодые помощники прониклись этой идеей и стоят на защите права на культурное наследие.
Победа не всегда достигается конфронтацией. Как показывает практика, порой гораздо большее значение имеет объединение усилий неравнодушных людей, единомышленников. Вместе нам будет легче сохранить память о блестящем прошлом Северной столицы. Мы будем продолжать работу в этом направлении».