Житель Санкт-Петербурга не хочет централизованно избавляться от мусора, предпочитая контейнерам костёр и компостную яму. Вот только власти с позицией горожанина не согласны…
Жилье Романа Т.* – воплощение мечты многих петербуржцев: малоэтажное строение в черте города. Дом состоит из двух половин. В одной проживает Роман, во второй – посторонняя семья из четверых человек. Как и положено, у каждой квартиры имеются свои договоры на оплату коммунальных услуг: вода, газ, электричество. И только один сервис у соседей оказалась общий – вывоз мусора. Причем, счета за обращение с твердыми отходами стали приходить именно Роману.
Ирония в том, что сам мужчина никакого договора с компанией-утилизатором мусора не заключал. Более того, пользоваться предложенным сервисом не может и не хочет, потому как ближайший контейнер находится на расстоянии 1 километра от его дома. И, по словам Романа, больше похож на импровизированную мини-свалку, чем на оборудованную площадку.
«Все пищевые отходы я выношу в компостную яму, имеющуюся у меня на участке. Бумагу сжигаю. А когда накапливаются твердые отходы, я самостоятельно заказываю мусоровоз и вывожу их на свалку», - описывает мужчина удивительную для жителя мегаполиса картину и требует освободить его от навязанной услуги. Однако данная концепция быта совершенно не укладывается в официальные рамки. И, не найдя понимания ни в администрации, ни в курирующих данный вопрос органах, Роман пришел за помощью к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
В Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, где с Романом уже успели познакомиться, пояснили, что порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации** и обязателен для каждого потребителя. Роман, полагая, что данный вопрос его не касается, проигнорировал необходимость подписания документа. Но это не освободило его от ответственности: если заявка клиентом не направлена, договор всё равно считается заключенным по типовой форме на основании публичной оферты, размещенной на сайте регионального оператора услуг.
Говоря простыми словами, собственник жилья не заявил о себе. Поэтому организация решила вопрос без его участия и насчитала плату, исходя из имеющихся сведений. Так, Роман стал главным ответственным лицом за вывоз мусора всего домовладения, а не только своей квартиры.
Как пояснили Уполномоченному, отказаться от договора нельзя, а вот внести коррективы можно: достаточно обратиться в «Петроэлектросбыт», который формирует платежные документы.
Второй, не менее важный нюанс – отсутствие оборудованной контейнерной площадки вблизи дома. За помощью в решении вопроса Светлана Агапитова обратилась к руководству района. В администрации были проведены совещания, в том числе, выездные. В результате, разработан проект документации, который направлен на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре. В случае положительного решения, к осени появится оснащенное по всем правилам место сбора твердых коммунальных отходов.
«Как говорил безусловный авторитет советской эпохи, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, - комментирует Светлана Агапитова. - Роман проживает в регионе, где установлены определенные нормы и правила. И нужны они для того, чтобы сделать комфортной жизнь каждого.
Конечно, мы все имеем право на собственную точку зрения. Можно долго дискутировать на тему того, что более экологично: компостная яма и костры или централизованная утилизация. Но стоит ли ломать копья – каждый решает сам.
Роману указали путь, как произвести перерасчет оплаты. Вопрос организации площадки мы будем держать на контроле».
*Имя изменено
**Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156