Сегодня в Солнечногорске Московской области состоялось заседание Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, посвященное охране здоровья и медицинской помощи. Выступление петербургского правозащитника Светланы Агапитовы было посвящено социально значимым заболеваниям: туберкулезу, наркомании и ВИЧ.
В работе Координационного совета под председательством федерального Уполномоченного Татьяны Москальковой приняли участие руководители законодательных, исполнительных и надзорных органов, представители общественных организаций и объединений.
Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский поприветствовал участников от имени главы государства.
Владимир Путин отметил, что право граждан на здоровье – приоритетная тема. В стране многое делается для внедрения передовых технологий, улучшение качества и доступности медицинской помощи. И вклад уполномоченных очень значим.
«Отрадно, что вы занимаетесь широкой просветительской деятельностью, адресно решаете серьёзные, порой нестандартные вопросы, с которыми сталкиваются пациенты», – говорится в приветствии.
От себя Александр Журавский добавил, что год от года авторитет правозащитного института растет – это показывает и рост статистики обращений, в том числе по проблемам здравоохранения: «Навигация проблем очень важна», - считает спикер, отмечая, что в текущих условиях вопрос здоровья граждан – это еще и вопрос национальной безопасности.
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Перминова передала приветственное слово от председателя Верхней палаты Валентины Матвиенко.
Сенатор отметила особую роль института уполномоченных по правам человека, которую он играет в выявлении системных проблем и поиске эффективных решений: «Ваша деятельность позволяет увидеть ситуацию глазами конкретного человека, услышать его проблемы и потребности. Именно такой подход — через призму интересов гражданина — должен лежать в основе совершенствования системы здравоохранения».
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Светлана Орлова сообщила, что на реализацию национальных проектов выделяется 40 трлн рублей, в том числе, на медицину.
«Мне есть, с чем сравнить, - рассказала выступающая. - Работая губернатором Владимирской области, я видела роддома в ужасающем состоянии. Помню «скорую», которую не дождаться. И понимаю, какая огромная работа проведена за эти годы».
Однако точек приложения сил еще много: нужно наращивать объемы производства фармацевтических препаратов, медицинского оборудования, совершенствовать качество оказания высокотехнологической помощи и т.д. Реагировать на новые вызовы современности – специалистов, например, серьезно беспокоит «молодеющий» сахарный диабет.
Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева обратила внимание на то, что все присутствующие здесь – не только должностные лица, но и сами пациенты. Поэтому каждый понимает значимость обсуждаемых вопросов. И отдельно поблагодарила тех представителей в регионах, кто не сидит сложа руки в ожидании обращений, а сам ищет «болевые места». «За каждой историей, в которую вы вмешиваетесь, может скрываться системная проблема, которую нужно экстренно решать», - резюмировала парламентарий.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в начале выступления обратила внимание на то, что право на охрану здоровья много лет занимает первые места в рейтинге обращений – наряду, с социальными вопросами и жилищными проблемами.
Прогресс в медицинской сфере есть: отремонтировано огромное количество поликлиник, больниц, снизилась смертность, повысилась продолжительность жизни. Однако запросов по-прежнему поступает много.
«В этом году только в мой адрес пришло 3 700 обращений по поводу обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения. Их количество несколько увеличилось, мы считаем, что это факт доверия к нашему институту и результативности его работы», - отметила федеральный уполномоченный.
Обращения можно разделить на три большие группы: медпомощь участникам специальной военной операции, медпомощь гражданам по полисам обязательного медицинского страхования и медпомощь осужденным, обвиняемым и подозреваемым, которые находятся в учреждениях пенитенциарной системы. Среди острых проблем – современное протезирование, предоставление высокотехнологической помощи, дороговизна или недоступность отдельных наименований лекарственных препаратов. Татьяна Москалькова призвала Росздравнадзор обратить внимание на стоимость препаратов.
Кроме того, Уполномоченный призвала масштабировать положительный опыт регионов, использующих цифровые технологии, выездные бригады и другие практики для организации медицинской помощи гражданам в труднодоступных населенных пунктах.
«У нас с вами уникальный инструментарий работы по обращениям граждан», - заключила Татьяна Москалькова и предложила его оттачивать.
Евгений Камкин, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации, начал выступление с пожелания всем присутствующим здоровья. По словам выступающего, основная цель, стоящая на сегодняшний день перед ведомством – увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2030 году до 78 лет. «На это настроена вся национальная система здравоохранения», - отметил Евгений Камкин.
Комплекс действий включает в себя не только реализацию профильных национальных проектов, но и региональные программы по стратегическим направлениям: развитие медико-санитарной помощи, улучшение качества оказания помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
На борьбу с онкологическими заболеваниями из федерального бюджета выделено 140 млрд. рублей. Удалось увеличить показатель выявления на ранних стадиях и 5-летней выживаемости.
В России практически 50% смертей - от заболеваний системы кровообращения. Сейчас в стране наблюдается устойчивая динамика на снижение этого показателя благодаря своевременно оказанной помощи. Также удалось расширить программы льготного лекарственного обеспечения для пациентов этой категории – для профилактики рецидивов.
«Все проекты направлены на улучшение благополучия жизни наших граждан. Все задачи, которые поставлены перед нами уполномоченными, будут решены в ближайшее время», - констатировал представитель Минздрава.
Начальник отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генеральной прокуратуры Российской Федерации Юрий Фадеев рассказал, что надзорное ведомство активно включается в решение вопросов здравоохранения. За первое полугодие 2024 года 13 000 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 147 уголовных дел.
Чаще всего граждане обращаются по вопросам некачественного или неквалифицированного оказания медицинской помощи, нарушению маршрутизации, несоблюдению врачебной тайны, ненадлежащему кадровому обеспечению, использованию недоброкачественных лекарственных препаратов и т.д.
«Я часто бываю в регионах по долгу службы. Выезжая на места, я стараюсь, в первую очередь, пообщаться с региональными уполномоченными. В ваших руках концентрируется самая важная, емкая информация», - отметил представитель Генпрокуратуры.
Выступление петербургского Уполномоченного было посвящено социально опасным и социально значимым заболеваниям, а также мерам, которые нужно предпринять, чтобы обезопасить окружающих.
Светлана Агапитова остановилась на таких недугах, как открытые формы туберкулеза с бацилловыделением, наркомания, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и пациентах, которые не желают лечиться, подвергая тем самым опасности жизнь и здоровье других людей. В подтверждение актуальности темы она привела в пример ситуацию, как в приемную пришел гражданин с открытой формой туберкулеза. Он самовольно покинул противотуберкулезную больницу, где проходил лечение, и проехал на общественном транспорте через весь город…
В Санкт-Петербурге граждан, умышленно уклоняющихся от обследования и лечения порядка 7% от общего числа пациентов. По данным фтизиатрической службы за 2023 год и текущий период 2024 года было подано 170 исковых заявлений о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию. Из них количество положительных решений о госпитализации в недобровольном порядке составляет порядка 70%. Однако количество исполненных из них – не более 35%.
Готовясь к выступлению, Светлана Агапитова обратилась к четверым коллегам в регионах с активной судебной практикой: Челябинская, Московская, Иркутская и Самарская области с просьбой поделиться опытом применения мер по обеспечению принудительного обследования или лечения граждан, страдающих заразными формами туберкулеза. Выяснилось, что картина примерно та же.
Взаимодействуя с судебными приставами, петербургский Уполномоченный выяснила причину столь низкого количества исполненных решений суда о принудительной госпитализации и лечении указанных лиц.
Во-первых, не налажено должным образом межведомственное взаимодействие с полицией. Именно она обеспечивает судебному приставу-исполнителю безопасный доступ к лицам, подлежащим принудительной госпитализации.
Во-вторых, отсутствует специализированный медицинский транспорт, оснащенный средствами иммунологической защиты, исключающий возможность заражения неограниченного круга лиц при доставке опасного пациента.
В-третьих, лица, подлежащие помещению на принудительное лечение, как правило, не живут по адресу, указанному в исполнительном документе.
Но даже если успешно преодолеть все эти затруднения, и пациент окажется в больнице, то он может в любое время ее беспрепятственно покинуть…
В 39 регионах России принято решение об оказании дополнительных мер поддержки лиц, уклоняющихся от лечения, направленных на мотивацию пациентов к добровольному лечению. Но практика показывает, что эти меры носят временный характер и кардинально не меняют ситуацию с теми, кто лечиться не желает.
«Фтизиатры Санкт-Петербурга предлагают внести в Федеральный закон № 77 – ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» понятие «опасен для себя и окружающих», такое, как вы помните, есть в законе «О психиатрической помощи», а также предусмотреть в противотуберкулезных медицинских организациях отделения закрытого типа, чтобы больной, пока является заразным, не мог покинуть больницу по собственному желанию», - озвучила Светлана Агапитова.
Вторая часть выступления петербургского Уполномоченного была посвящена проблеме употребления наркотических средств без назначения врача. Возникающая интоксикация организма приводит к значительным изменениям личности в необратимой степени, а это провоцирует агрессивное и противоправное поведение. То есть, та же опасность для себя и окружающих.
Больных наркоманией лечиться в принудительном порядке не обязывают, а наркологическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Но если человек совершил правонарушение, то принудительное лечение может быть назначено судом согласно Административного или Уголовного кодексов. Однако даже те, кого Управление по борьбе с наркотиками или уголовно-исполнительная инспекция доставляют в наркологическую больницу, через пару дней пишут заявление об отказе от лечения и покидают учреждение. Статистика Санкт-Петербурга показывает, что лишь около 14% осужденных дошли до лечебного учреждения. В других регионах положение дел схожее.
Поэтому петербургский Уполномоченный, опираясь на мнение профессионального сообщества, считает, что необходимо в решениях судов возлагать на наркопотребителя не дополнительную обязанность в прохождении диагностики и лечения, а прописывать это в основном решении суда.
Кроме того, стоит подумать и о создании побудительного механизма - «системы правового принуждения к лечению». А именно:
- ограничивать лиц, употребляющих наркотики, в управлении транспортным средством и владением оружием пока не исполнят решения суда в полной мере;
- создать федеральный регистр лиц, перенесших острое отравление наркотиками и лиц, у которых по результатам медицинского освидетельствования установлено наркотическое опьянение;
Отдельного внимания требуют частные реабилитационные центры для наркозависимых – это огромный неконтролируемый рынок, предоставляющий услуги, безопасность и качество которых никто не гарантирует. По сути, речь идет о лицензировании этой сферы деятельности.
Третья часть выступления Уполномоченного касалась связанной с наркопотреблением проблемы – заражение ВИЧ инфекцией и гепатитами. В среднем в стране 37,2 % людей, потребляющих наркотики инъекционно, живут с вирусом иммунодефицита человека.
В последние годы ВИЧ-инфекция перешла в категорию управляемых, но пока неизлечимых хронических заболеваний. Тем не менее все еще встречаются граждане, не желающие лечиться, которые также подвергают опасности свою жизнь и жизни окружающих их людей.
По данным «Центра СПИД» в настоящее время в Санкт-Петербурге около 45 тысяч ВИЧ инфицированных граждан из них 38 тысяч человек находятся под диспансерным наблюдением, причем около 12% из них рано или поздно отказываются от лечения и перестают появляться на плановых осмотрах у врача.
Оставшиеся около 6 тысяч человек с лабораторно подтвержденной ВИЧ-инфекцией не обращаются в медицинские учреждения либо потому, что уклоняются от лечения или не проинформированы о наличии положительного анализа на ВИЧ, либо лечатся в платной клинике.
Единственная статья в Уголовном кодексе говорит о привлечении к ответственности при заражении ВИЧ одного человека другим, если он заведомо знал о своем заболевании и не предупредил. Но решений судов по таким случаям очень мало, так как вину сложно доказать.
Для того, чтобы защитить граждан от распространения ВИЧ-инфекции Светлана Агапитова предложила:
- если пациент прервал или уклонился от приема АРВТ терапии, а в дальнейшем все же решил ее возобновить, предоставить ему возможность повторного лечения уже за 50% стоимости лекарственных препаратов по рецептам врачей.
- включить тест на ВИЧ в перечень обязательных лабораторных исследований при проведении диспансеризации (Сейчас в Приказе Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» предусмотрено только информирование граждан о возможности медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции).
Затронула Уполномоченный и тему лекарственного обеспечения. Регионы постоянно сталкиваются с недопоставками препаратов из-за отмены конкурсов на государственные закупки. То есть, возникают проблемы с лекарственным обеспечением пациентов, страдающих социально-значимыми заболеваниями. И недопоставки эти приходится возмещать за счет регионального бюджета. Иногда чуть ли не 50%.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1512, потребность в лекарственном препарате определяется в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев. К сожалению, теперь зачастую эта схема не выполняется. Светлана Агапитова выразила надежду, что эта работа будет налажена Министерством здравоохранения.
С Федеральным регистром лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, связан и еще один вопрос, который обозначила петербургский Уполномоченный. В системе здравоохранения четко отлажен механизм получения информации из этой базы данных. Но вот медики Министерства обороны не имеют туда доступ. А ведь медицинским специалистам вооруженных сил необходимы данные сведения для решения вопросов оказания помощи, определения тактики лечения лицам, несущим военную службу.
В завершение своего выступления Светлана Агапитова попросила озвученные предложения внести в резолюцию Координационного совета и обратилась к коллегам:
«Если вас заинтересовала эта тематика, предлагаю обсудить со своими специалистами в регионах – какие эффективные меры необходимо принять для достижения положительных результатов в лечении тех, кто отказывается это делать, создавая угрозу для других людей».