Настоящая война развернулась между жителями одного из домов по улице Рылеева и организаторами нелегальных экскурсий по крышам. И пока преимущество не на стороне обороняющихся. Все их попытки закрыть для посторонних доступ на чердак и крышу сметаются хорошо организованной и технически оснащенной группировкой.
В итоге у 88-летней блокадницы, живущей на последнем этаже, постоянные протечки. По ночам грохот, топот и шум. Не брезгуют «экскурсоводы» и примитивным рукоприкладством в отношении тех, кто пытается остановить очередной прорыв. Двери квартир подпираются снаружи, а в замки закручивают шурупы и заливают клей.
Многочисленные обращения в администрацию Центрального района, Государственную жилищную инспекцию и даже к вице-губернатору ни к чему не привели. Попытки найти защиту в полиции тоже ничего не дали. Измученные постоянным противостоянием с агрессивными «экскурсоводами», жильцы попросили помощи Уполномоченного по правам человека.
Романтика на потоке
Организация прогулок по петербургским крышам уже давно стала теневым бизнесом. Ушло время немногочисленных романтиков, которые находили в соцсетях проводников-одиночек, и те за скромные деньги показывали им Петербург с необычного ракурса. Спрос рос, а за ним поспешило и предложение. Романтику поставили на поток, и явление приобрело массовые масштабы.
Теперь экскурсии по крышам водят группами в течение всего дня, а летом – и по ночам. Для жильцов домов с «видовыми» крышами это стало настоящим бедствием. Почти круглые сутки на улице, в подъезде, на черной лестнице шныряют неизвестные люди. Большинство крыш в центре покрыты кровельным железом, и грохот от шагов стоит изрядный. Ну и естественно постоянные протечки.
Периодически, после очередного падения с крыши экскурсанта или организатора, проблему начинают активно обсуждать. Однако, дальше разговоров дело не идет. Шум в публичном пространстве стихает, и жители снова слышат топот ног у себя над головой.
Вижу крышу – не вижу препятствий!
Как показывает практика, бороться с устроителями крышных прогулок очень и очень сложно. С опытом такого противостояния Светлана Агапитова познакомилась на примере одного из домов на улице Рылеева. Инициативная группа жильцов испробовала все доступные средства обороны, но в полной мере защитить свое жилище так и не сумела. После этого обратилась за помощью к Уполномоченному по правам человека.
Светлана Агапитова побывала на месте минувших битв и своими глазами увидела их последствия. Красноречивее всего о непримиримой борьбе говорит железная дверь, ведущая на чердак. На ней в буквальном смысле – живого места нет. Заплатки там, где вырезаны замки, сварка, срезанные петли, отбитые куски кирпичной кладки по периметру – ее разве что не взрывали. Чтобы к двери было не подойти, ее еще и решеткой отгородили. Но и с этим препятствием умельцы справились. Решетку просто срезали и унесли в неизвестном направлении. Электричество для своего инструмента используют тоже местное – расковыривают электрощитки, проводку и подключаются.
Была попытка нанять охранную фирму и установить видеонаблюдение у входа на чердак. Камеру срезали, со стражами как-то договорились, и те сами открывали двери. Как говорят жители, там «орудует хорошо организованная группировка, снабженная оборудованием для вскрытия преград любой сложности».
Жильцы «экскурсоводам» не помеха
Есть у них и «силовой блок». Эти люди подавляют активных жильцов, которые пытаются прекратить незаконные выходы на крышу. В период провода очередной группы или работ по очередному вскрытию препятствий «силовики» подпирают снаружи двери квартир, чтобы активисты не вмешивались. Они же встают живой стеной и оттесняют, если защитники дома пытаются физически не пустить экскурсантов. Говорят, что доходило и до рукоприкладства.
Чтобы жильцы были покладистее, к ним применяют и иные меры воздействия. Забивают шурупы в замочные скважины, заливают туда же клей, в щели по периметру дверей пускают монтажную пену. А недавно в ход пошла и какая-то неизвестная «химия», которую не то налили, не то распылили, и 85-летняя женщина со своей дочерью всю ночь просидели, проветривая квартиру и боясь задохнуться.
У 88-летней «блокадницы» течет с потолка на постоянной основе. Находчивая женщина соорудила конструкцию, напоминающую Бахчисарайский фонтан – стеллаж и тазы на разных уровнях. Как только наполняется один, он переливается в следующий и так далее. Своеобразная страховка, если зазеваешься и не выльешь вовремя, когда идет сильный дождь. За последнее время крышу чинили 4 раза.
«Я в этой квартире с рождения, с 1934 года живу. Даже во время блокады тут крыша не текла…», - рассказала женщина Светлане Агапитовой.
Советом и рекомендациями тут не поможешь
Пытались жители найти защиту и в государственных структурах. Администрация района и жилищная инспекция рекомендовали «установить антивандальные решетки, замки и видеонаблюдение». А после очередного прорыва заграждений, указали управляющей компании на необходимость их восстановления «в целях ограничения доступа третьих лиц к дверям чердачных помещений». Также районная администрация посоветовала заключить договор с охранным предприятием… В общем – замкнутый круг.
Правоохранительные органы тоже активных действий не предпринимают. По вызову приезжают, как правило, когда решетки спилены, двери вскрыты. Бывает, что реагируют более оперативно, но «крышная группировка» тоже не так проста – они закрывают вход снизу и уходят через крышу в другой подъезд, пока полицейские беспомощно стоят на улице. Один раз, вспоминают жители, наряд приехал, когда «экскурсоводы» завели уже почти человек сорок. Полицейские остановили их при спуске, связались с отделом и… отпустили, даже не составив протоколы. Объяснили тем, что нет транспорта для доставки.
По заявлениям относительно порчи дверей, рукоприкладства и прочих противоправных действий тоже эффективных мер замечено не было. Из ГУ МВД, правда, ответили, что «в действиях должностных лиц 78 отдела полиции УМВД выявлены нарушения, допущенные при рассмотрении ранее поданных обращений» и «направлено письмо для решения вопроса о проведении служебной проверки и привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности».
«Понимаю, что полюбоваться видами нашего города с крыш хотят многие, - говорит Светлана Агапитова. - Но нельзя прокладывать дорогу к прекрасному такими варварскими методами. Жители дома тоже имеют право на спокойную жизнь в своих квартирах, без грохота по крыше, водопадов с потолка и толп неизвестных личностей в подъезде. Уж не говорю про взломы, спиливание решеток, повреждение замков и блокирование дверей в квартирах. Эти действия не только содержат состав уголовных преступлений, но и угрожают жизни людей. А если кому-то срочно понадобится врач? Ведь там живут в основном пожилые люди.
Чтобы все-таки были приняты какие-то действенные, а не формальные меры мы обратились к руководителям Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Но, конечно, эту проблему надо решать более фундаментально на уровне законодательного регулирования.
Это не единственный дом, жители которого страдают от подобной деятельности организаторов экскурсий по крышам. Знаю, что в Законодательном собрании этот вопрос поднимался и нужно обязательно его довести до решения. Мы готовы собрать представителей всех заинтересованных сторон, обсудить и совместно найти выход. Право на доступ к культурным ценностям, конечно, есть, но оно не должно ущемлять права других людей».