«Песню о встречном», первая строчка которой вынесена в заголовок, потомственный рабочий Александр Николаевич Г. знает наизусть с детства. Когда она создавалась для фильма о турбинщиках Ленинградского металлического завода, его дед уже выполнял и перевыполнял там «встречные планы». Всю свою жизнь под «веселое пенье гудка» отработал на ЛМЗ и отец Александра Николаевича. Сам он пришел на завод сразу после службы в армии, работает там вот уже 44-й год и до недавнего времени был уверен, что может справиться с любым сложным делом. Однако не по плечу ему оказалось… оформление досрочной пенсии за большой стаж. И после безуспешных попыток добиться полагающихся по закону пенсионных выплат Александр Николаевич попросил о помощи петербургского омбудсмена Светлану Агапитову.
О том, что Александр Николаевич вправе обратиться с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с длительным страховым стажем (42 года), ему в ноябре 2020 года рассказала старшая сестра. Вместе они сосчитали, что право это должно наступить в феврале 2021 года, но родственница посоветовала обратиться в Пенсионный фонд заблаговременно. Александр Николаевич так и сделал.
«Я о пенсии тогда вообще не думал, если честно, работал себе от гудка до гудка, что и сейчас делаю, но кто же откажется от денег, заработанных за четыре с лишним десятка лет тяжелого труда, да и жизнь у меня – далеко не малина, - как бы оправдываясь за свое желание получать и пенсионные выплаты, и зарплату, объяснял Александр Николаевич на приеме в аппарате Уполномоченного по правам человека, - Написал заявление я в конце 2020 года, а ответа не получил, правда, может, он и пришел, живу я в коммуналке, почтовый ящик наш то срывают, то жгут, в общем - только в этом году узнал, что в досрочной пенсии мне отказали, когда уже сестра заставила идти в Пенсионный фонд и выяснять».
28 февраля 2022 года Александр Николаевич получил на руки решение районного управления ПФР от 18 февраля 2021 года об отказе в назначении пенсии «в связи с отсутствием длительного страхового стажа 42 года». По расчетам специалистов ПФР, его стаж на момент принятия решения составил 41 год 11 месяцев 19 дней. Заявитель обратил внимание сотрудницы, выдавшей ему отказ, что не был учтен период в январе 2021 года, когда он болел коронавирусом и находился на больничном. На это он получил ответ, что работодателем были предоставлены сведения не о листке нетрудоспособности, а об отпуске без сохранения заработной платы, который не учитывается.
Александр Николаевич был возмущен и решил добиваться справедливости. Сначала он пожаловался в районную прокуратуру. В вольном пересказе рабочего ЛМЗ ответ надзорного органа заключался в следующем: «Сам виноват, что вовремя не принес в отдел кадров закрытый больничный лист». Прочитав копию документа, юристы аппарата Уполномоченного удостоверились, что его содержание было понято заявителем верно.
«Больничные электронные уже были! Если бы на заводе не знали, что я болел, уволили бы за прогул, и откуда взялся отпуск за свой счет, - возмущался Александр Николаевич, жалуясь на свои злоключения в приемной Уполномоченного по правам человека, - Потом я еще в городское отделение Пенсионного фонда три раза обращался по этому поводу и мне подробно отвечали, что все правильно сосчитали».
«Почему Вы вновь не обратились с заявлением о назначении пенсии, ведь с февраля 2021 года столько времени уже прошло, а, по расчетам Пенсионного фонда, даже если они ошибочны, Вам не хватало всего 11 дней?», - спросила Александра Николаевича сотрудница аппарата Уполномоченного.
«А что так можно было?», - ответил вопросом на вопрос Александр Николаевич и после прослушанного ликбеза о заявительном характере обращений в Пенсионный фонд сразу туда и отправился - подавать новое заявление.
А Уполномоченный по правам человека отправила свои запрос в прокуратуру. И после вмешательства Светланы Агапитовой злополучные 11 дней болезни Александра Николаевича все-таки учли в страховой стаж, потому что его работодатель и страхователь – ОАО «Силовые машины», филиалом которого является ЛМЗ, предоставил корректирующую информацию.
«Справка, согласно которой в период с 11.01.2021 по 22.01.2021 года заявитель находился на больничном в связи с временной нетрудоспособностью, была предоставлена страхователем 07.02.2022 года уже после вынесения решения об отказе в назначении пенсии», - сообщил омбудсмену заместитель районного прокурора.
«Хорошо, что разобрались с нашей помощью, назначили пенсию и выплатили ее с момента первичного обращения Александра Николаевича, а не полтора года спустя, когда он написал новое заявление, - комментирует ситуацию Светлана Агапитова. – Абсурдность всей этой истории заключается в том, что данные о временной нетрудоспособности Александра Николаевича хоть и не вовремя (с опозданием на год), но были предоставлены Пенсионному фонду до того, как заявителю лично в руки выдали прошлогоднее решение об отказе в назначении пенсии. Почему тогда же было его не пересмотреть? У меня, к сожалению, нет ответа на этот вопрос. Но главное, конечно, что цель достигнута – пенсию за весь этот период заплатили».