На минувшей неделе в жизни Светланы Ахмедовой, совсем не публичного человека, произошло событие, о котором вслед за объединенной пресс-службой судов Петербурга сообщили практически все городские и не только СМИ. В топ новостной ленты женщина попала, благодаря Смольнинскому районному суду, «воскресившему» ее из мертвых. Как выяснилось, объявил Светлану умершей бывший муж. Сделать это ему оказалось гораздо проще, чем спустя 14 лет ей доказать обратное. «Не без помощи Уполномоченного по правам человека», - уточнялось в сообщении пресс-службы судов. Рассказываем, почему для разрешения этой отнюдь не библейской истории без Уполномоченного было не обойтись.
Фото Объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга
Приходите, когда воскреснете
Светлана Ахмедова узнала, что юридически мертва, когда в 2021 году вернулась в Петербург со Шри-Ланки, где прожила 23 года. К этому времени из действующих документов у нее было только специальное свидетельство на въезд в РФ, выданное российским посольством. Ее внутренний и заграничный паспорта были давно просрочены.
По приезде Светлана направилась в районное подразделение МВД по вопросам миграции, чтобы оформить новое удостоверение личности на территории России. И там узнала, что с 2009 года считается умершей.
Что делать в такой, мягко говоря, неординарной ситуации, в паспортном столе женщине не объяснили.
«Приходите, когда воскреснете», - примерно с таким посылом Светлану отправили разбираться с ее проблемой в суд.
Но в какой суд ей было идти? Ведь загостившаяся на Шри-Ланке путешественница понятия не имела, где, когда и на каком основании ее объявили умершей.
Без паспорта или документа, его заменяющего, Светлана не могла получить даже свое собственное свидетельство о смерти. Только по этому документу можно было бы установить суд и номер дела, которым женщина была объявлена умершей.
Но… акт о регистрации смерти Светланы ей без удостоверения личности в ЗАГСе выдавать категорически отказались:
«Пусть родственники «умершей» приходят, им повторное свидетельство можно получить!»
«У меня нет родственников!» – теряя присущий ей оптимизм, сокрушалась Светлана, но безрезультатно.
Безрезультатными оказались и обращения в различные правоохранительные органы и иные инстанции. Причем не только от Светланы, но даже от ходатайствовавших за нее должностных лиц администраций Президента и Губернатора.
Так, например, из Управления по вопросам миграции МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на запросы, поступившие из администраций глав государства и города, ответили следующее:
«Разъясняем, что для отмены решения о признании умершим (установление факта, имеющее юридическое значение), заявителю необходимо обратиться в судебные органы в порядке статей 264, 265 Гражданского процессуального кодекса РФ».
«В какие судебные органы?!!!! - уже почти рыдала «умершая». – Проблема в том, что я не знаю и не могу сама узнать, в какой суд мне обращаться!»
Шли годы (в буквальном смысле). Светлане пытались помочь волонтеры благотворительных организаций, потом какие-то частнопрактикующие юристы, но ничего не получалось. Пока в этом августе кто-то не надоумил женщину обратиться за помощью в аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой.
Не корысти ради, а токмо пользы для
Получив обращение с резолюцией руководителя «Некому кроме Вас» (комплиментарной и одновременно крайне ответственной), юрист аппарата Уполномоченного Светлана Широнина изучила дело и удивилась, почему за два года хождений «мертвой» заявительницы по различным инстанциям, никто так и не помог ей «воскреснуть». Ведь возможности такие у правоохранительных органов были. Как минимум - истребовать сведения об акте регистрации смерти Светланы, чтобы установить, кто и в каком суде признал ее умершей, и там она могла это решение отменить.
Но Светлане наконец-то повезло. Причем разрешением ее ситуации занялись сразу две ее тезки. У Уполномоченного, к счастью, тоже есть право запрашивать в органах ЗАГС документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Полученные Светланой Агапитовой сведения многое прояснили. И не только, в какой суд обращаться. Далее юрист аппарата Уполномоченного помогла Светлане составить заявление о выдаче копии судебного решения об объявлении ее умершей, документа, послужившего основанием для принятия решения, из которого стали известны заявитель и заинтересованные в ее смерти лица.
Выяснилось, что умершей Светлану объявил бывший муж. Хотя, по ее словам, он не мог не знать, что она живет на Шри-Ланке. Экс-супруга с ним, правда, не общалась с 1995 года, когда они развелись, но поддерживала связь с его матерью и общими друзьями.
Причина объявления Светланы умершей была до банальности проста. Бывший муж решил приватизировать квартиру, полученную супругами вместе. Почему он не выбрал для этого законные механизмы, которые есть? Например, признать Светлану утратившей право пользования жилым помещением. Возможно, не подсказали грамотные юристы. Истинные мотивы, побудившие бывшего мужа Светланы к объявлению ее умершей, теперь не узнает никто. Он умер. Причем не только юридически, но и фактически.
А Светлана, наоборот, воскресла. Юридически, конечно. Заявление в Смольнинский районный суд ей также помогла составить тезка из аппарата Уполномоченного, предусмотрев все нюансы этой неординарной ситуации. Ведь никаких документов, удостоверяющих личность, у женщины не было, она даже известить заинтересованных лиц о суде не могла заказными письмами (с 1 сентября 2023 года для этого в обязательном порядке требуется паспорт). Нужно было учесть в заявлении и то, что о времени и месте судебного заседания Светлане можно сообщить только по телефону либо смс, что копии всех процессуальных документов ей нужно выдавать только на руки…
Казалось бы, учли все. Но… заявительница без документов могла не попасть в здание суда. К счастью, в Смольнинском районном суде вошли в положение Светланы и пропустили в зал заседаний. И история с ее воскрешением закончилась благополучно.
У вас есть суперсила?
Сразу после вынесения судебного решения Светлана Ахмедова связалась с юристом аппарата Уполномоченного, чтобы поделиться радостной новостью.
«У Вас есть суперсила?» - то ли в шутку, то ли всерьез написала она.
«У меня есть знания», - ответила Светлана Широнина.
«И сердце, - прибавила Светлана Агапитова, узнав от своей сотрудницы о благополучном завершении злоключений с воскрешением женщины из мертвых. – Готовьтесь дальнейшие проблемы Светлане помогать решать, если она надумает отменять приватизацию… Мы, как говорится, в ответе за тех, кого воскресили».