Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

«Не было бы счастья…», или Как российский ветеран израильского внука спасал

06 августа 2024

«В это тяжелое для нашей семьи время обращаюсь к Вам по поводу судьбы моего больного иностранного внука», - написал Уполномоченному по правам человека в Петербурге ветеран Великой Отечественной войны Ян Р. и при личной встрече поведал полную драматизма историю возвращения на Родину дочери-россиянки, перенесшей инсульт, и ее совершеннолетнего сына-израильтянина, который страдает психическим заболеванием. Дело в том, что осенью прошлого года, когда начался вооруженный конфликт Палестины и Израиля, дочь и внук ветерана оказались в зоне боевых действий, откуда, благодаря его неимоверным усилиям, были эвакуированы в Россию. Далее сообщалось о возникших уже здесь проблемах внука с миграционным законодательством, в решении которых, собственно, и потребовалась помощь Светланы Агапитовой.

Острота ума, памяти и бодрость Яна Р. в столь преклонном возрасте, его активные, разумные и оперативные действия, позволившие больным родственникам попасть на вывозной рейс (при том, что внук – не гражданин России), восхитили всех сотрудников аппарата Уполномоченного.

«Ну и что тут удивительного, - читалось во взгляде Яна Р. – Я пережил блокаду, войну прошел, что же я в беде беспомощных дочку и внука оставлю в чужой стране?! Мы с женой – единственные их родные люди, в Израиле нет никого. Своих болячек хватает, конечно, инвалиды оба, но вместе справиться со всем можно!»

Дочь ветерана Елена К. уехала в Израиль более 20 лет назад, выйдя замуж. Уже там родился сын Илья. Вскоре после этого семья распалась.

В раннем детстве у Ильи были выявлены ментальные особенности, из-за которых требовалось постоянное наблюдение психиатра. Но мать не унывала, всячески сопротивлялась развитию заболевания, поддерживала в сыне самостоятельность, его математические способности, интерес к IT.

А через некоторое время поддержка (в прямом значении этого слова) потребовалась самой Елене. После тяжелой травмы она перенесла  семичасовую операцию на головном мозге. Потом случился инсульт. Глубокая инвалидизация и… Ухаживать за матерью стал Илья.

«Во время ракетных обстрелов и бомбардировок осенью 2023 года состояние психического здоровья Ильи резко ухудшилось, - поделился с Уполномоченным ветеран. – Россия спасла их с нуждающейся в постоянном постороннем уходе матерью, вырвав из пламени войны. Уже в самолете у Ильи случилась истерика, рвота…  Позже петербургские психиатры подтвердили поставленный израильскими коллегами диагноз и пришли к заключению, что авиаперелеты Илье противопоказаны.

С нами дочь и внук начали постепенно приходить в себя, восстанавливаться. Мы поставили Илью на миграционный учет, начали выяснять, как оформить вид на жительства, а потом и российское гражданство. Но несчастье не отходило от нас. В этот раз оно приняло облик постановления: «Израильтянин, въехав в Россию без визы, не имеет права подавать документы на ВНЖ и гражданство». Илье посоветовали выехать из нашей страны и вернуться уже с визой. А он только начал приходить в себя от авиаперелета почти годичной давности и сам лететь не в состоянии. Мы с бабушкой и мать – инвалиды. Нам всем перелеты не рекомендованы по медицинским показаниям».

С такой вот бедой и пачкой документов Ильи (включая нотариально заверенные переводы медицинских заключений и свидетельства об освобождении от службы в Армии обороны Израиля) Ян Р. и пришел к Светлане Агапитовой.

Самостоятельные попытки ветерана решить миграционные проблемы внука успехом не увенчались. На момент обращения к Уполномоченному разрешение на временное пребывание Ильи в России уже было просрочено (оно закончилось в марте этого года). Т.е. он стал нелегальным мигрантом и в любой момент рисковал быть выдворенным из страны, в которую приехал с таким трудом и планировал остаться навсегда.

Чтобы Светлана Агапитова убедилась в серьезности намерений внука, дед передал ей заявление Ильи. В нем, в частности, говорилось:

«Свою дальнейшую жизнь я представляю связанной только с Россией и Петербургом, любовь к которому мама воспитала во мне. Я всем сердцем прошу, и вся моя семья поддерживает мою просьбу, разрешить мне получить вид на жительство в Российской Федерации без выезда с моей настоящей Родины».

Юристы аппарата Уполномоченного изучили предоставленные документы и пришли к выводу, что Илья имеет право получить и ВНЖ, и гражданство РФ (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 16 Федерального закона «О гражданстве»*). Его мать – россиянка и уже почти год постоянно здесь проживает.

Да, ситуация с въездом в Россию, как говорится, неоднозначная, но и его обстоятельства были чрезвычайными, экстраординарными – эвакуация из зоны боевых действий. Как Илья попал на вывозной рейс, не имея российского гражданства? Сопровождал больную мать, сам был в тяжелом психическом состоянии…  Причины, побудившие принимающих решение взять израильтянина на борт, были исключительно гуманитарными.

По тем же гуманитарным причинам Светлана Агапитова попросила руководителя Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николая Моргунова помочь Илье остаться с семьей в России.

И гуманитарная миссия Уполномоченного была выполнена. У Ильи приняли заявление, и в настоящее время УВМ рассматривается вопрос о приеме молодого человека в гражданство Российской Федерации.

Светлана Агапитова и ее сотрудники будут следить за процессом документирования Ильи до тех, пор пока он не получит российский паспорт.

* Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют хотя бы одного родителя (усыновителя), являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего в Российской Федерации.


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00