Как и в прошлом году, петербургский Уполномоченный объезжает пункты обогрева для бездомных. Такие места есть практически в каждом районе нашего города. Их создают как общественные организации, так и государственная социальная система. В этот раз Светлана Агапитова посетила пункты обогрева Невского и Выборгского районов. Оказалось, что качество даже таких минимальных услуг может отличаться.
Полезное соседство
В 3-м Рабфаковском переулке помещение, куда любой бездомный может прийти погреться, располагается в здании комплексного центра социального обслуживания населения (КСЦОН). Рядом во дворе установлена утепленная палатка с обогревом, там можно переночевать. Надо заметить, что такое соседство – вполне удачная практика.
Встретивший Уполномоченного дежурный рассказал, как построена работа. Пункт обогрева находится в капитальном здании. Там есть комната со столом и стульями, туалет и душевая кабина. Те, кто пришел не просто обогреться, а переночевать, с восьми часов вечера до восьми утра могут воспользоваться палаткой. Внутри работает «тепловая пушка», установлены пять раскладушек с матрасами и одеялами, выдают постельное белье.
Дежурный объяснил, что, как правило, люди одни и те же, и места хватает. В том случае, если все раскладушки в палатке заняты, а кто-то еще пришел – его не выгонят. Но внеплановому скитальцу приходится довольствоваться сидячим положением в пункте обогрева.
Горячее питание не предусмотрено, но выдают сухой паек – каши, супы, пюре быстрого приготовления, чай и одноразовую посуду. Электрочайник в помещении есть. Все желающие могут осуществить гигиенические процедуры, воспользовавшись душевой.
В дневное время по этому же адресу бездомные могут пообщаться с соцработником и получить необходимую консультацию или возможную помощь.
Светлана Агапитова побывала в пункте Невского района в начале девятого вечера. К этому часу прибыли уже трое претендентов на ночлег. Все из числа постоянных посетителей. Двое были заняты ужином и подготовкой к ночевке. Третий рассказал, что таким бытом пока доволен. Днем он работает, вечером приходит сюда. На вопрос Уполномоченного – «почему не начинаете социализироваться?» – ответил не очень определенно, с философскими нотками: «пока не решился… все, что зарабатываю – проедаю или пропиваю».
Первая ступень к выходу с улицы
Заглянула Светлана Агапитова и в дом ночного пребывания, расположенный здесь же. В нем тоже ночуют бездомные, но условия гораздо комфортнее. Однако, чтобы попасть в дом ночного пребывания, нужно уже предпринять определенные действия – представить набор документов, в том числе медицинских и пройти «прожарку». Проживающих ежедневно осматривает доктор. Живут в комнатах по несколько человек. Есть душ, туалет, кухня с обеденным залом.
В принципе – дом ночного пребывания – это первая ступень социализации и к выходу с улицы. Обычно люди здесь ожидают места в каком-нибудь соцучреждении или разрешения жилищного вопроса. Но, бывает, что задерживаются и надолго. Срок пребывания тут обычно ограничен полугодовым периодом, но некоторые, мигрируя между районами города, становятся постоянными клиентами на годы.
Мужчина 66-ти лет, которого Светлана Агапитова застала в одной из комнат, сразу заявил, что «жить здесь – не мое!». Не подходит ему и дом престарелых, потому как «молодой еще». На улице оказался после того, как гражданская жена умерла, а жилье перешло по наследству детям женщины. Однако мужчина не унывает, сообщил, что ищет невесту, ну и с работой что-нибудь придумает.
«А вы что ищете? Тоже невесту?», - поинтересовалась Светлана Агапитова у другого мужчины на кухне. Пока тот раздумывал, за него ответил сосед: «Он счастье ищет».
Кстати, информация о вакансиях есть на первом этаже около стендов. Требования – не высокие. Хотя, как сообщил дежурный – мало кто ими интересуется…
«Сидячий» сон возвращается
Выборгский район предлагает бездомным более спартанские условия в пункте обогрева. Палатки с лежачими местами здесь нет. Пункт расположен в капитальном здании. Ночь можно провести только сидя на стуле. Тепло, но не очень удобно. Если народу мало, то получится прилечь, заняв несколько сидячих мест. Сухой паек тут не выдают.
Светлана Агапитова застала в пункте на Лесном проспекте двух человек. Один уже крепко спал, свернувшись на трех стульях, другой – бодрствовал, занятый чтением газеты. Рядом стояли костыли, с помощью которых он передвигается из-за больной ноги. Уполномоченный поинтересовалась почему мужчина не пытается оформится в дом ночного пребывания? Все-таки, переживать на улице зиму непросто и здоровому человеку.
«В общем, меня здесь все устраивает вполне, от добра добра не ищут…», - ответил он.
Информации о том, где еще может провести ночь бездомный человек в пункте нет. То есть тем, кто хочет ночью прилечь, нужно искать пристанище самостоятельно и где-то в других районах.
«Мне совершенно непонятно, почему в зависимости от района так существенно отличаются условия в пунктах обогрева, - говорит Светлана Агапитова. – В прошлом году я уже поднимала вопрос с этими «сидячими» формами предоставления услуг, а теперь они снова появляются.
Вот Невский район нашел разумную, более гуманную комбинацию палатки и пункта обогрева в стационарном здании. Есть возможность и помыться, и поесть в человеческих условиях, и спать в горизонтальном положении, а не сидя всю ночь.
Выборгский же район просто выделил небольшое помещение со стульями и даже не позаботился о сухих пайках. Между тем, предоставление питания входит в состав срочных социальных услуг. Ну и уж если мы говорим про обогрев в ночное время – это подразумевает, что бездомный должен иметь возможность лечь. Все-таки качество этих самых срочных услуг тоже должно быть одинаковым. Иначе там, где хорошо, не будет хватать мест, а там, где хуже – будет пусто. В следующем году можно написать, что у нас эта услуга не востребована и вообще отказаться от нее, переложив бремя этой работы на соседей.
Обязательно обращу внимание главы Выборгского района на практику организации работы ночных пунктов обогрева. Все-таки тут важно стремиться к какому-то единому уровню».