Очередной плановый прием Уполномоченного по правам человека в Петербурге состоялся в Следственном изоляторе № 1 в Колпино. Его провели руководитель аппарата Уполномоченного Ольга Сергеева и эксперт в сфере обеспечения прав содержащихся под стражей Владимир Ивлев. От регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний в приеме участвовала помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Елена Кузнецова. А на следующий день государственные правозащитники посетили СИЗО № 5.
Плановые приемы в городских учреждениях УИС Уполномоченный по правам человека Светлана Агапитова и сотрудники ее аппарата начали проводить в апреле текущего года с Исправительной колонии № 7, более известной как «Яблоневка». С тех пор эта практика стала регулярной.
Теперь Уполномоченный и ее представители приезжают в колонии, исправительные центры и следственные изоляторы не только по конкретным жалобам, но и с определенной периодичностью для проведения там приемов, заранее анонсированных среди содержащихся под стражей. Таким образом, любой заключенный получает возможность встретиться с государственными правозащитниками, сообщить о своих проблемах, задать вопросы, получить правовую помощь, разъяснения действующего законодательства и практики его применения. Присутствие на приемах Уполномоченного представителей УФСИН, администрации и медиков учреждения позволяет оперативно урегулировать большинство ситуаций, связанных с условиями содержания, питанием, медицинским и лекарственным обеспечением.
СИЗО № 1
На прием в новые «Кресты» пришло более 20 человек. Как и в других подобных учреждениях, большинство осужденных были недовольны вынесенными приговорами. Треть подследственных говорили о несогласии с мерой пресечения и жаловались на процессуальные нарушениях в ходе расследования.
Небезграничные возможности Уполномоченного
Людям, жалующимся на неправомерные, по их мнению, действия при задержании, на вынесенные судебные решения, представители Уполномоченного и УФСИН разъясняли механизмы их обжалования.
Приходилось также уточнять, что возможности региональных уполномоченных по правам человека небезграничны. Согласно федеральному законодательству они не вправе знакомиться с материалами уголовных дел, только гражданских и административных, решение по которым вступило в силу.
Законная возможность знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в силу, либо с делом, производство по которому прекращено, в настоящее время есть только у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (статья 375.1 УПК).
Далеко не все обратившиеся на прием знали, что сфера деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге распространяется только на этот субъект РФ. Поэтому жалобы на действия/бездействие должностных лиц правоохранительных органов Ленинградской области нужно адресовать Уполномоченному по правам человека данного региона Сергею Шабанову.
Такое разъяснение, в частности, получил молодой человек, осужденный на длительный срок за убийство своих родственников в одном из поселков Ленинградской области. Его застали и обезвредили на месте преступления, но жертв спасти не удалось.
Юноша сначала признал вину, потом стал настаивать на трагической случайности. Теперь же на приеме в СИЗО он заявил представителям Уполномоченного, что сотрудники полиции оказывали на него давление «с целью самооговора». По его мнению, правоохранительными органами на протяжении всего судопроизводства в отношении него было нарушено не менее 11-ти статей УПК.
Юристы петербургского уполномоченного порекомендовали ему обратиться с заявлением о возможном совершении в отношении него противоправных действий в районное подразделение Следственного управления СК России по Ленинградской области.
Пользуясь случаем…
Кроме жалоб на неправомерные действия в ходе следствия этот выездной прием в СИЗО №1 мало чем отличался от тех, которые юристы аппарата Уполномоченного проводят в своем офисе.
«Обычные жизненные вопросы, как и у всех, только со спецификой», - кратко резюмировал после приема Владимир Ивлев.
Это неразрешенные на свободе проблемы с документированием, пенсионным обеспечением, кредитами, налогами, медицинскими обследованиями и т.д., и т.п., с чем в повседневной жизни действительно сталкивается каждый. «Специфика» же заключается в том, что решить их, находясь под стражей, гораздо сложнее, а иногда вообще невозможно.
У одного из содержащихся в СИЗО, который пришел на прием, на воле осталась несовершеннолетняя дочь с инвалидностью. Есть мать, она не работает, так как ухаживает за ребенком, машину не водит. На реабилитацию и к врачам девочку возил отец, оплачивал процедуры и занятия, которые не входят в индивидуальную программу, но помогают. И вот теперь из СИЗО он пытается организовать процесс, чтобы жизнь ребенка не ухудшилась, подключить знакомых и коллег. Хорошо, что они не отвернулись, есть группа поддержки.
Эта и подобные истории вызывают искреннее сочувствие вне зависимости от тяжести обвинения попавших в них людей. И дело даже не в том, что вина отца ребенка-инвалида еще не доказана, а в том, что каждый заслуживает человеческого отношения...
Медицина и не только
Много вопросов на приеме было связано с медициной и лекарственным обеспечением в условиях ограничения свободы. Содержащиеся в изоляторе спрашивали, как получить выписки и назначения из городских стационаров и поликлиник, как попасть к врачам-специалистам, в т.ч. гражданским. Большинство не знает, какая медицинская помощь и в каком объеме им положена, как, когда и при каких условиях ее можно получить. Были вопросы и о передачах необходимых лекарств родственниками.
Это возможно, но только по назначению врача изолятора или иного учреждения ФСИН, которое должно быть отражено в медкарте больного.
У содержащихся в изоляторе также есть законная возможность попасть к гражданскому врачу, если:
- в изоляторе отсутствует специалист соответствующего профиля или квалификации;
- нет оборудования или условий для оказания необходимого объема медпомощи;
- отсрочка лечения может привести к ухудшению состояния больного.
Юристы аппарата Уполномоченного разбирались с медицинскими вопросами вместе с Еленой Кузнецовой. То же самое касалось социальных, юридических и иных вопросов пришедших на прием. Спрашивали, пользуясь случаем, практически обо всех сферах жизни – и в условиях заключения, и на свободе.
СИЗО № 5
Сотрудников аппарата Уполномоченного в ходе визита в СИЗО сопровождала помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в УИС Елена Кузнецова. Причин для посещения изолятора было три.
Одна содержащаяся в изоляторе женщина попросила о личном приеме. Вторая – была на нем еще весной. Тогда Светлана Агапитова сочла ее жалобу на невозможность получать пенсионные выплаты по инвалидности обоснованной и попросила содействия начальника УФСИН. И тут Уполномоченный получила от нее повторную жалобу все по тому же вопросу с пенсией.
Ну и третий повод был связан с обращениями, поступающими из изолятора к Уполномоченному. В них люди обращаются к предшественнику Светланы Агапитовой Александру Шишлову, покинувшему пост Уполномоченного еще осенью 2021 года.
Кто сейчас занимает должность петербургского уполномоченного?
Сотрудники Уполномоченного привезли листовки с правильными контактами, фото и ФИО Светланы Агапитовой, чтобы обновить информацию на стендах в СИЗО. Но оказалось, что в объявлениях, висящих в изоляторе, указаны верные сведения.
В администрации учреждения удивлены не были, объяснив, что некоторые содержащиеся с СИЗО решают кому жаловаться по принципу «сарафанного радио» или «из уст в уста». Больше верят советам коллег по несчастью и надписям в камерах, к сожалению, чем обновленным еще в декабре 2021 года информационным стендам. Но, главное, что адрес Уполномоченного не изменился. Обращения приходят туда, куда надо.
Помощь от содержащейся под стражей
С женщиной, просившей о личном приеме, сотрудники Уполномоченного и УФСИН общались более четырех часов по всем имеющимся у нее вопросам, которых было, мягко говоря, немало.
Она скрупулезно изучила измененные недавно Правила внутреннего распорядка и обратила внимание на имеющиеся в СИЗО несоответствия (от количества полотенец, исходя из нормы, ведра для уборки камеры, передачи фруктов и ягод и т.д., и т.п.).
Обвиняемая также предложила напечатать тираж ПВР в собственном издательстве и распространить среди содержащихся в СИЗО в качестве правового просвещения.
Пенсия есть, а денег нет
На личном приеме Светланы Агапитовой в СИЗО № 5, который проходил в апреле, одна из содержащихся там женщин пожаловалась, что не может получить назначенную ей пенсию по инвалидности, поскольку не имеет личного банковского счета для перевода денежных средств. При этом получение пенсионных выплат через почтовое отделение связи также невозможно по причине отсутствия в СИЗО сотрудника, который бы мог заниматься этим вопросом.
Уполномоченный пришла к выводу, что заявительница и люди, которые могут оказаться в подобной ситуации (также не имеющие банковских счетов), вправе получать пенсию почтовым переводом, а администрация СИЗО обязана оказать им содействие – выделить сотрудника для получения денежных средств в почтовых отделениях. Тогда Светлана Агапитова привлекла к разрешению проблемы начальника УФСИН, но все оказалось не так просто. В конце июля от той же заявительницы поступила повторная жалоба:
«Мое уголовное дело по «народной статье» имеет очень большой объем (около 80-ти томов и 13 обвиняемых), а это означает, что я проведу в СИЗО еще не менее 1, 5 лет. Мне необходимо приобретать товары первой необходимости, на что нет материальной возможности. С сентября прошлого года мне начисляют пенсию по инвалидности, а распоряжаться ей я по-прежнему не могу».
Во время посещения Елена Кузнецова заверила представителей Уполномоченного, что вопросы с пенсией конкретной заявительницы, в частности, и с почтовыми переводами, в целом, взят руководством УФСИН под личный контроль и в ближайшее время будет решен.
Уполномоченный и ее сотрудники будут следить за развитием ситуации. Так что продолжение следует…