Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Ограничение права на свободу передвижения: Банкротам выезд запрещен?

31 января 2022

По причине банкротства петербурженке отказали в оформлении документов для выезда за границу к дочери, с которой они не виделись больше пяти лет. Миграционные органы не изменили своего решения даже после того, как женщина предъявила определение арбитражного суда о завершении производства по делу. Из-за якобы «неправильной формулировки» судебного решения загранпаспорт ей снова не выдали. И для устранения этого препятствия на пути к воссоединению семьи потребовалось вмешательство Уполномоченного по правам человека в Петербурге Светланы Агапитовой.

Взрослая дочь Анны О. давно постоянно живет с мужем и детьми за границей и каждый год приглашает мать к себе. Но пока их общение происходит только виртуально. Вживую бабушка никогда не видела внуков. Встрече близких родственников все время что-то мешает...

Сначала Анна не могла оставить перешедший ей по наследству небольшой, но приносящий доход бизнес. Она занималась строительством и ремонтом, еще была генеральным директором парикмахерской. Потом дела пошли неважно, а начавшаяся пандемия коронавируса и локдаун вообще поставили на них крест. И уже в июле 2020 года женщина, не сумев выполнить требования кредиторов, была признана банкротом.

Анна предполагала, что до завершения процедуры банкротства у нее вряд ли получится выехать за рубеж (банкроту право на выезд может быть временно ограничено на основании п.8 ст.15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Но в семье дочери ожидалось очередное прибавление, и для ускорения встречи мать решила хотя бы оформить документы. Тем более, у нее даже не было загранпаспорта. Однако в его выдаче Анне отказали.

В районном подразделении Управления по вопросам миграции ГУ МВД женщине объяснили, что временное ограничение на выезд для банкротов распространяется и на оформление загранпаспортов (ст. 10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), и предложили прийти после вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Что Анна сразу и сделала, получив судебное определение.

Казалось, что мечта о долгожданной встрече с дочерью и внуками вот-вот станет реальностью. Но что-то опять пошло не так…

«При принятии документов сотрудник отдела миграции сообщил, что через месяц мне снова откажут в выдаче загранпаспорта, так как их юристы не принимают судебный акт из-за неправильной формулировки названия определения. Так и вышло – в выдаче загранпаспорта мне повторно отказали», - написала Анна в обращении к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой и попросила ее о содействии в устранении помех на пути воссоединения с дочерью.

Изучив копии представленных петербурженкой документов, сотрудники аппарата Уполномоченного не нашли оснований для отказа в оформлении загранпаспорта. И омбудсмен обратилась за разъяснением в Управление по вопросам миграции.

Тут и выяснилось, что в миграционных органах сочли «неправильной формулировкой» названия судебного акта. Определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области о завершении процедуры реализации имущества Анны О., по мнению должностных лиц Управления, неравнозначно определению о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (как это сформулировано в п.8 ст.15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Уполномоченного удивила подобная трактовка судебного решения. Если суд вынес определение о завершении производства по делу, то нет и оснований для отказа в оформлении загранпаспорта. Более того, временно ограничить право банкрота на выезд может только суд, а в отношении Анны такого определения не выносилось. Даже если бы оно и было - при наличии уважительной причины, по которой требуется выезд из Российской Федерации (а воссоединение семьи является таковой), по ходатайству гражданина и с учетом мнения кредиторов и финансового управляющего арбитражный суд вправе его досрочно отменить (п. 3 статьи 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Но в Управлении по вопросам миграции стояли на своем и «в целях всестороннего рассмотрения материалов» по делу Анны направили запрос в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Поскольку в отношении гражданки О. завершена процедура реализации имущества, она освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в т.ч. не заявленных в ходе процедуры банкротства, основания для ограничения выезда за пределы территории Российской Федерации отсутствуют», - пояснил в ответе Управлению Арбитражный суд.

С позицией суда миграционные органы спорить не стали и оформили Анне заграничный паспорт. По крайней мере, первое препятствие на ее пути к воссоединению с дочерью, наконец, преодолено.

Светлана Агапитова надеется, что больше помех не будет и в ближайшее время бабушка сможет впервые обнять своих внуков.
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00