Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Ольга Штанникова: «Действующее законодательство гарантирует полную свободу выбора профессии для мужчин, но не для женщин»

20 октября 2021

19 октября руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Ольга Штанникова выступила на онлайн-конференции «Дискриминация женщин на рынке труда и борьба с ней в России, Европе и странах СНГ», организованной экспертной группой «Европейский диалог» и гендерной фракцией партии «Яблоко». Она рассказала о содействии петербургского института государственной правозащиты в восстановлении трудовых прав женщин и рекомендациях Уполномоченного органам государственной власти, направленных на устранение дискриминации женщин в сфере трудовых отношений.

С докладами о различных проявлениях дискриминации женщин на рынке труда и подходах к их устранению также выступили:

  • Юлия Островская, Центр социально-трудовых прав;

  • Евгения Иванова, феминистская организация «Адлiга: женщины за полную гражданскость», альманах «Женщины в политике: новые подходы к политическому» (Беларусь);

  • Мария Милованова, социолог, доцент РГГУ.

Модерировала дискуссию профессор РГГУ Галина Михалева.


Видеозапись онлайн-конференции

В своем докладе Ольга Штанникова отметила, что существует распространенное мнение, что в России нет дискриминации женщин в сфере трудовых отношений и отказы в приеме на работу могут быть связаны исключительно с профессиональными качествами работников, так как равенство полов и равные возможности для реализации прав мужчины и женщины гарантированы Конституцией России и закреплены в Трудовом кодексе. Однако положения статьи 253 Трудового кодекса «Работы, на которых ограничивается применение труда женщин» являются прямой дискриминацией женщин в вопросе выбора профессии и трудоустройства.

Руководитель аппарата Уполномоченного напомнила, что изначально перечень запрещенных для женщин профессий создавался, чтобы оградить их от работ с вредными и опасными для здоровья условиями труда, а также требующих большой физической силы и выносливости. По ее оценкам, в современных реалиях с учетом совершенствования технологий, повышения уровня безопасности условий труда работников, женщины вправе сами выбирать себе профессию и место работы. Однако несмотря на существенное сокращение с января 2021 года перечня запрещенных для женщин работ и специальностей дискриминация по-прежнему сохраняется (из 456 позиций Минтруд оставил под запретом 100 работ и специальностей). Конституционный Суд Российской Федерации трактует ее как допустимую форму дифференциации правового регулирования труда, необходимость которой обусловлена защитой репродуктивной функции женского организма (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 617-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клевец Анны Юрьевны на нарушение ее конституционных прав частями первой и третьей статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 374 раздела ХХХ Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»).

DSC_0004.jpg

«В России не существует списка профессий, запрещенных для мужчин, хотя есть целый ряд видов деятельности, которые, несомненно, вредят и репродуктивному здоровью мужчин (например, работа на атомной подводной лодке), - сказала Ольга Штанникова. - Таким образом, действующее законодательство гарантирует полную свободу выбора профессии для мужчин, но не для женщин».

В качестве положительного примера снятия запрета на трудоустройство женщин она привела экспертное заключение службы управления персоналом АО «Российские железные дороги» о работе сотрудниц, получивших с недавнего времени возможность выполнять обязанности машинистов электропоездов и их помощников. В РЖД отмечают, что в профессиональном плане они ни в чем не уступают мужчинам, а появление в коллективе машинистов женщин улучшило психологический климат и производительность труда.

scren.jpg

Ольга Штанникова также обратила внимание на скрытые формы гендерного неравенства в трудовой сфере, которые трудно доказать: женщинам чаще отказывают в приеме на работу, отдавая предпочтение мужчинам; мужчин чаще повышают в должности, выплачивают им более высокую заработную плату. По данным Росстата, в России за труд в одинаковых отраслях экономики женщины получают меньшую заработную плату по сравнению с мужчинами, и в большей степени по сравнению с мужчинами не удовлетворены уровнем своей заработной платы. Аналогичная тенденция, по данным Петростата, наблюдается и в Санкт-Петербурге.

31 % женщин, опрошенных СПБ ГУП «Информационно-аналитический центр», сталкивались с дискриминацией на работе, 16 % из них - при продвижении по службе, 15 % - в оплате труда.

Несмотря на гарантии, закрепленные частью 3 статьи 64 Трудового кодекса, нередко работодатели отказывают женщинам в трудоустройстве в связи с беременностью или наличием у них малолетних детей. При этом анализ судебных решений за последние несколько лет позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве отказы в приеме на работу беременных и женщин с детьми мотивируются тем, что соискательницы не обладают релевантными «деловыми качествами», вследствие чего суды не усматривают действий дискриминационного характера со стороны работодателей.

Большинство работодателей и работников считает заботу о малолетних детях прерогативой матери и не приветствуют распространение практики оформления отпусков и больничных по уходу за ребенком на отцов (при том, что в подобных случаях российское законодательство предоставляет обоим родителям право выбора). В странах с высоким индексом гендерного развития (Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) обязанности по уходу за детьми возлагаются на обоих родителей, существуют т.н. «отцовские квоты».

Ольга Штанникова подчеркнула, что, несмотря на существующие проблемы, сегодня на российских мужчин и женщин в равной степени распространяются права и обязанности как в труде, так и в заботе о детях. И чем больше мужчин сами будут готовы брать отпуск по уходу за ребенком, больным родственником, а женщин – иметь возможность ездить в командировки, работать сверхурочно, тем меньшее неприятие это будет вызывать у работодателей, членов трудовых коллективов, общества в целом.

Особого внимания правозащитников и органов власти, по мнению Ольги Штанниковой, заслуживают проблемы, связанные с дискриминацией женщин-трудовых мигрантов.

В России, несмотря на очевидное наличие спроса на труд мигрантов в сфере услуг, выделяются квоты для привлечения иностранных работников преимущественно «мужских» секторов экономики (строительство, сельское хозяйство). И жены трудовых мигрантов используют единственный доступный им способ въезда в страну – в качестве иждивенца (без права на получение разрешения на работу). Многие из них трудоустраиваются в неформальных секторах экономики (например, домработницами), что повышает риски нарушения трудовых прав и фактически лишает возможности их защиты. Нелегально трудоустроенные женщины-мигрантки и их дети сталкиваются с ограничением доступа к здравоохранению и социальной поддержке. Так как в Петербурге сохраняется дефицит мест в учреждения образования рядом с домом для жителей города, детей мигрантов нередко отправляют учиться в отдаленные районы либо родители вообще не водят их в детские сады и школы, что является серьезным препятствием в социально-культурной адаптации в стране проживания.

Презентация доклада Ольги Штанниковой


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00