В ряду необычных образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Профессионально-реабилитационный центр» занимает свое место по праву, хотя и не очень известен горожанам в силу своей специфики. Это – техникум для инвалидов, где взрослые люди этой категории могут бесплатно получить специальность или профессию.
Светлана Агапитова побывала в учреждении, познакомилась с его работой и поговорила с учащимися о правах людей с особенностями здоровья.
Рожденный в трудные годы
«Профессионально-реабилитационный центр» уникален по многим причинам. Создавался он в очень непростое время и начал работать в 1996 году. Здание на Васильевском острове для него было передано от ПТУ Сталепрокатного завода и реконструировано с учетом потребностей инвалидов. В работе над проектом принимали участие немецкие специалисты в сфере образования, труда и реабилитации. Кстати, возможно поэтому фасад главного корпуса так напоминает стиль Баухаус. А еще среди домов на 26-й линии он выделяется монументальным пандусом с пологим заездом для «колясочников».
Вот уже более 26 лет учреждение успешно выполняет свою основную задачу – возвращение человека с ограниченными возможностями к активной трудовой и социальной жизни. За годы работы Профессионально-реабилитационного центра здесь прошли обучение более 10000 человек.
Ориентировано учреждение на граждан, которые не имели инвалидность с детства, а приобрели ее. Если до этого они уже получали высшее или среднее профессиональное образование, то после установления статуса у них есть право бесплатно пройти обучение еще раз. Однако, молодые люди с особенностями здоровья, окончившие 11 классов также принимаются в техникум.
Выбор между «хочу и могу»
Еще одна очень важная отличительная черта центра – профориентация на стадии приема. Тестирования, собеседования, консультации направлены на определение личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов. В зависимости от результатов сотрудники техникума помогают подобрать профессию. Не менее значимый этап – профпробы. Это своеобразное погружение в профессию, когда человек пробует ее на практике, чтобы прочувствовать чем придется заниматься, когда обучение будет завершено. В общем, специалисты Центра помогают определиться с наиболее оптимальным выбором между «хочу и могу». Как рассказал Светлане Агапитовой директор учреждения Станислав Тимонов, на его памяти примеров «непопадания в профессию», когда в процессе обучения человек понимает, что учился не тому – не было.
Техникум готовит специалистов в области коммерции, лабораторной диагностики, экономики и бухгалтерского учета. Можно освоить профессию с квалификацией закройщик или социальный работник. Люди с творческим началом могут стать изготовителями художественных изделий из керамики или художниками росписи по дереву, а любители флоры – мастерами садово-паркового и ландшафтного строительства. В «IT» сфере предлагается оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин. Сроки обучения зависят от выбранного направления и составляют от 10 месяцев до почти трех лет.
Много внимания уделяется и содействию в трудоустройстве, которое по сути начинается с прохождения практики и стажировки в организациях Санкт-Петербурга. Для многих обучающихся этот этап дает не только закрепление теоретических знаний, приобретение необходимых умений, навыков и практического опыта, но и помогает найти место будущей работы. Если этого не случилось, то техникум после окончания обучения тоже помогает своим выпускникам в трудоустройстве.
Функциональность для особенных
Директор Центра Станислав Тимонов проводил петербургского Уполномоченного в учебные классы и мастерские. Здесь все сделано с учетом потребностей особенных людей. Есть своя медслужба с кабинетом физиотерапии и комнатой релаксации. У многих обучающихся время от времени возникает потребность посещать процедуры, а делать это в районной поликлинике неудобно и зачастую приходится пропускать занятия. Ну а в психологической разгрузке нуждаются практически все. Есть в техникуме и зал для адаптивной физкультуры.
В течение дня учащиеся получают горячее питание. Вся инфраструктура внутри здания приспособлена для людей с особенностями здоровья. На сегодняшний день обучение проходят около трехсот человек.
Предмет особенной гордости техникума – «Функциональный дом». Это отдельная секция, на площади которой создана квартира, оснащённая специальной мебелью, сантехникой, напольными покрытиями, системами связи и сигнализации и другими техническими средствами реабилитации (ТСР). Это несколько десятков единиц оборудования, обеспечивающего самостоятельное проживание людей с ограниченными возможностями.
Кроме того, есть выставочный зал и учебный класс. Там представлены ТСР российских производителей и поставщиков, причём большую часть экспозиции занимают те, которые выдаются инвалидам и пожилым людям в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации за счёт средств федерального бюджета либо бюджета Санкт-Петербурга.
Основной задачей «Функционального дома» является образовательная деятельность: обучение специалистов по реабилитации, социальных и медицинских работников, педагогов, психологов и студентов образовательных учреждений, в том числе сотрудников и учащихся техникума.
Доступность среды, в том числе информационной
Когда Светлана Агапитова осматривала «Функциональный дом», в его учебной части полным ходом шли практические занятия. Будущие социальные работники осваивали приемы ухода за лежачим больным. Несмотря на то, что обучающиеся были поглощены процессом, они с удовольствием отвлеклись, чтобы пообщаться с Уполномоченным по правам человека. Естественно, что больше всего аудиторию волновали вопросы соблюдения прав людей с ограниченными возможностями. Это и отсутствие доступной среды в большинстве жилых многоквартирных домов, и предоставление путевок, и актуальная сейчас проблема с местами для инвалидов в зоне платных парковок.
Отметили студенты техникума и недостаточность информирования в сфере обучения и трудоустройства граждан с особенностями здоровья. Некоторые признались, что даже «дорогу сюда нашли с трудом». Также прозвучало пожелание о создании учебных мест уже под конкретные вакансии, чтобы человек заранее знал не только специальность, но и место будущей работы.
А еще, присутствующие пожаловались, что при оформлении ипотеки, людям с инвалидностью завышают кредитные ставки, а некоторые страховые отказываются заключать договор. Светлана Агапитова заинтересовалась этой проблемой и попросила тех, кто с этим сталкивался – написать обращение в адрес Уполномоченного. Изучив конкретные ситуации, можно будет понять – это системный вопрос, требующий какого-то регулирования или частные особенности коммерческих отношений.
«В целом, мне очень понравилось учреждение, особенно подход в выстраивании целостной цепочки от профориентации до трудоустройства, - говорит Светлана Агапитова. – Единственное, что непонятно – это ощутимый недобор обучающихся. При всей важности и нужности трудовой реабилитации техникум заполнен лишь на треть. И это странно. Сами студенты пожаловались на то, что с трудом узнали о возможности учиться здесь. Будем выяснять, почему так происходит.
Если же дело в том, что специальности и профессии утратили рыночную актуальность, то это тоже можно скорректировать, поскольку есть и хорошая база, и коллектив с опытом. Кстати, и предложение о создании учебных мест под конкретные вакансии, тоже надо изучить – насколько это организационно возможно».