Медицинская помощь бездомным – вопрос очень непростой. В этой сфере и для полностью социализированных людей хватает сложностей, а для человека без документов – тем более. И все же, возможность получить помощь есть, но не любую и не всем…
Петербургский Уполномоченный познакомилась с работой Врачебного здравпункта для лиц без определенного места жительства в Боткинской больнице. Там может получить медицинскую помощь любой человек «с улицы», даже если у него нет никаких документов. Однако, из беседы со специалистами выяснилось, что получить, например, паллиативную помощь, могут не все. Неизлечимо больной человек, не являющийся гражданином РФ, на нее претендовать не может. То есть, фактически он обречен, мучаясь от смертельной болезни, доживать отпущенное ему время даже без обезболивания…
О существующей проблеме Светлана Агапитова узнала от некоммерческой организации медико-социальной помощи «Благотворительная больница». Ее руководитель Сергей Иевков обратился к Уполномоченному, рассказав о ситуации в которой оказался Дмитрий С.*, проходивший лечение в Клинической инфекционной больнице имени С.П. Боткина.
В поисках хосписа
При наличии положительного ВИЧ-статуса у него диагностировано онкологическое заболевание в терминальной стадии. По совокупности данных анамнеза и результатов клинического обследования пациент является неизлечимо больным. Ему необходима паллиативная помощь, то есть комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, работу с психологом, обезболивание и уход, для улучшения качества оставшейся жизни и облегчения страданий, доставляемых болезнью. Зная, что в скором времени Дмитрия выпишут из Боткинской больницы, представитель некоммерческой организации попытался найти ему место в хосписе. Он связался с тремя учреждениями и везде получил отказ…
Из этого опыта Сергей Иевков сделал вполне логичный вывод: «Паллиативная помощь в стационарных условиях бездомным пациентам остается в настоящее время недоступной». Об этом он сообщил петербургскому Уполномоченному и попросил оказать содействие в поисках места для Дмитрия С.
Врачебный здравпункт для бездомных
Чтобы выяснить все обстоятельства и перспективы получения паллиативной помощи данным пациентом, Светлана Агапитова отправилась на площадку Клинической инфекционной больницы имени С.П. Боткина, расположенную на Миргородской улице. В этом же комплексе зданий работает и Врачебный здравпункт для лиц без определенного места жительства.
Сотрудники больницы подтвердили Уполномоченному, что сюда действительно может обратиться за помощью любой нуждающийся вне зависимости от наличия у него документов. В здравпункте делают перевязки и врачебные манипуляции, разрешенные для выполнения в амбулаторных условиях. По медицинским показаниям проводятся рентгенологические, лабораторные и другие исследования. При необходимости пациенты направляются на консультации и обследования в противотуберкулезный, кожно-венерологический или психоневрологический диспансеры, травмпункт, центр профилактики ВИЧ, а также на санитарную обработку от педикулеза в городскую дезинфекционную станцию. Возможна и экстренная госпитализация в стационар, если для этого имеются основания.
Заместитель главного врача по медицинской части Владимир Мусатов проводил петербургского Уполномоченного в корпус, где размещается здравпункт, показал помещения, где ведется прием, представил медицинский персонал, работающий с бездомными. На этот момент пациентов не было. Коллектив здесь стабильный, работающий давно. Как заметил Владимир Мусатов, это объясняется спецификой: «Сюда люди идут только по желанию, заставить работать с бездомными невозможно».
Паллиатив для бездомных есть, но не для всех
Естественно, здравпункт находится в постоянном взаимодействии с медико-социальной службой больницы, которая помогает бездомным восстанавливать документы. Общались они и с Дмитрием С.. К сожалению, навестить мужчину лично Светлане Агапитовой не удалось. Некоторое время назад он ушел из больницы, отказавшись от медицинской помощи.
Сотрудники социальной службы считают, что оформлять документы, удостоверяющие личность, он не хочет принципиально. С его слов известно, что он приехал из Украины около 12 лет назад. Все это время он проживает без легализации. Предложения начать процедуру установления личности отвергает.
Отсюда, собственно, и проблема с паллиативной помощью. Дело в том, что право на нее имеют только граждане РФ. Ввиду отсутствия документов, удостоверяющих личность, гражданство подтвердить невозможно, и хосписы не могут его принять. Дмитрию объяснили это и предложили начать процедуру оформления. Скорее всего, она не будет быстрой, и на этот период можно бы было поместить его в Городской гериатрический центр, у которого есть паллиативные койки в стационаре. Однако, услышав о перспективах начать легализацию, Дмитрий предпочел покинуть больницу и ушел в неизвестном направлении…
Что касается в принципе получения паллиативной помощи для бездомных, то, по словам специалистов, такая возможность есть. Но для этого должны быть документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство РФ. С ними нужно обратиться в медицинскую организацию, к которой пациент прикреплен для получения первичной помощи. После установления паллиативного статуса, человека направят в хоспис. И для этого не имеет значения – бездомный он или нет. Критерием является гражданство РФ – оно необходимо для получения паллиативной помощи. Почему Дмитрий отказался начать процедуру его получения, рискуя оказаться один на один со смертельной болезнью, сопровождающейся болью – остается загадкой…
«Ситуация, конечно, очень странная, - говорит Светлана Агапитова. – И, к сожалению, не удалось услышать позицию самого человека. Почему он не хочет начать оформлять документы, фактически отказываясь тем самым от необходимой ему помощи – совершенно непонятно.
И самое главное – непонятно, как это исправить. С одной стороны – это вопрос личной ответственности в данном случае даже больше перед самим собой. Нужно понимать, что обезболивание связано с наркотическими средствами. Как контролировать их расход на людей «без личности»? С другой стороны – это живой человек, и нельзя допустить, чтобы из-за отсутствия бумаг он провел последний период своей жизни в мучениях…
На этом примере, мы выяснили, что паллиативная помощь для бездомных все-таки предусмотрена. Как эта маршрутизация работает на практике – это другой вопрос, и мы будем его отслеживать. В этом я в большей степени рассчитываю на общественные организации, работающие с бездомными. Все-таки их подопечные – не из тех, что сами пойдут жаловаться».