Продолжая вчерашнюю публикацию о результативном взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой и миграционных органов ГУ МВД России, спешим поделиться еще одним совместным добрым делом – помощью студентке первого курса СПбГУ из Одессы в быстром получении внутреннего российского паспорта. Изготовление документа буквально за три дня объясняется тем, что у девушки уже был паспорт гражданина России для удостоверения личности за рубежом, выданный нашим посольством в Украине. Однако без вмешательства омбудсмена эта паспортизация вообще могла не состояться, тем более – в столь рекордные сроки.
Своих не бросаем!
Эту фразу Светлана Агапитова и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге нередко слышат от русскоязычных вынужденных переселенцев из Украины и других бывших республик Советского Союза. К сожалению, произносится она, как правило, с обидой. Потому что надежды и ожидания людей зачастую не основаны на нормах российского законодательства. Когда же претензии тех, кто ищет в Петербурге убежище, обоснованы, когда, например, не соблюдаются их права и законные интересы, приходится вмешиваться Уполномоченному. И ситуация с отказом в документировании внутренним паспортом гражданина России студентки из Одессы Варвары С. – тому подтверждение.
«У меня есть паспорт гражданина России с электронным носителем информации для удостоверения личности за рубежом, выданный посольством России на Украине, - написала петербургскому омбудсмену Варвара. - До закрытия консульских учреждений РФ на Украине я находилась на учете в Одесском консульском округе. Из-за преследования граждан России и опасения за свою жизнь вынуждена была покинуть Украину. В настоящее время являюсь студенткой 1-го курса СПбГУ. В связи с тем, что я всю жизнь прожила за рубежом, то внутреннего паспорта гражданина РФ у меня нет. Кроме того, в результате событий на Украине у меня утрачено свидетельство о рождении, выданное органами ЗАГС Украины. После въезда в Россию для оформления паспорта и регистрации я обратилась в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Петродворцовому району. Однако в принятии документов на оформление внутреннего паспорта мне было отказано на основании отсутствия у меня свидетельства о рождении…»
В жалобе Варвары также сообщалось, что ее родной сестре, которая сейчас находится в Запорожской области, оформили внутренний паспорт гражданина России без свидетельства о рождении (оно также было утрачено во время СВО).
Студентка справедливо отмечала, что российский паспорт для удостоверения личности за рубежом на ее имя был выдан на основании свидетельства о рождении, и это позволяет органам МВД запросить соответствующую информацию в МИД в рамках электронного межведомственного взаимодействия.
Варвара фактически и юридически была гражданкой России, однако внутренний паспорт ей выдавать отказывались. А без него она не могла ни зарегистрироваться в общежитии, ни оформить банковский счет, ни получить медицинский полис.
«Во всех организациях, куда я обращалась, не принимают во внимание мой зарубежный российский паспорт, а требуют исключительно внутренний - с регистрацией», - написала девушка Светлане Агапитовой и попросила ее о помощи.
Назло рекордам!
Уполномоченный и юристы ее аппарата согласились с доводами Варвары, признав обоснованность жалобы. Тем более, что свидетельство о рождении – это не единственный документ, который может подтвердить сведения, необходимые для получения паспорта.
Так, пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» определено, что «в случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов». Аналогичная норма содержится в пункте 27.1.2 Приказа МВД России от 16.11.2020 № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
В случае Варвары таким «другим документом» является паспорт гражданина России для удостоверения личности за рубежом.
Эту свою правовую позицию Светлана Агапитова изложила в обращении к начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрею Колесникову и, руководствуясь соглашением о сотрудничестве Уполномоченного и Главка, попросила его по возможности оперативно документировать Варвару внутренним российским паспортом.
После письма омбудсмена документы у студентки приняли, а через три дня у нее уже был на руках паспорт гражданина России.
В руководстве Управления не стали посвящать Уполномоченного, какая просветительская работа была проведена с инспекторами миграционного отдела ОМВД России по Петродворцовому району, но в том, что она была проведена, заверили.