Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Петербургский дом ветеранов сцены - коммунизм в дворцовых интерьерах

14 ноября 2023

У Александра Вертинского есть романс, который начинается так: «Вы стояли в театре, в углу, за кулисами, а за Вами, словами звеня, парикмахер, суфлер и актеры с актрисами потихоньку ругали меня». Эти не самые известные строки кумира эстрады первой половины XX века, горячо обожаемого одними и не воспринимаемого всерьез другими, неожиданно всплывают откуда-то из глубин памяти, когда входишь в особняк на Петровском острове. «Убежище для престарелых артистов», как назвала его в 1895 году основательница и первая попечительница, актриса Мария Савина. С 1917 года по сей день дворец этот называется Домом ветеранов сцены. Кто и как в нем живет сегодня и при чем тут Вертинский, узнали во время посещения Уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова и ее коллеги.

Сопровождала делегацию во главе с Уполномоченным директор Дома ветеранов сцены Наталья Чибирева, показывала «свои владения», рассказывала об их истории, знакомила с проживающими и сотрудниками.

Вверенные руководству Дома ветеранов или пансионата, как он еще официально именуется, владения, мягко говоря, внушительные. И по размерам, и по материальной, и по духовной ценности, и по значимости для российской культуры.

История дома и его достопримечательности

Сначала об Александре Вертинском. Его последнее выступление 21 мая 1957 года состоялся именно здесь – в концертном зале Дома ветеранов сцены им. М.Г. Савиной. Об этом свидетельствует памятная табличка, которую Светлане Агапитовой и ее сотрудницам показали в числе первых достопримечательностей.

Вертинский умер от острой сердечной недостаточности через несколько часов после концерта для престарелых коллег, ему было 68 лет. Может быть, поэтому вдруг вспомнилась его песня «За кулисами». Как говорится, в тему:

Вот окончен концерт… Помню степь белоснежную.

На вокзале Ваш мягкий поклон.

В этот вечер Вы были особенно нежною,

Как лампадка у старых икон…

Еще одна достопримечательность, которую хорошо видно из окон особняка – это подсобное помещение, которое служило ледником для скоропортящихся продуктов (пока дом не оборудовали холодильниками).

Ничего примечательного в этом леднике, казалось бы, нет, но… По легенде именно в нем в 1916 году несколько дней пролежало тело Григория Распутина, после обнаружения в Малой Невке у Петровского моста.

История же самого «Убежища» началась в конце XIX века, когда при деятельном участии знаменитой в те годы актрисы Марии Савиной в двухэтажном деревянном доме на Петровском острове поселились первые престарелые артисты.

Сейчас в реконструированном здании находится Гостевой дом на 9 номеров, где по льготным расценкам могут остановиться родственники и друзья проживающих в пансионате, он также работает как обычная гостиница. Тут же располагаются библиотека и музей, организованный стараниями Ирины Ольшанской, по должности руководителя социально-психологического отдела Дома ветеранов сцены, а по зову сердца – его главного архивариуса, собирателя документов и свидетельств почти 130-тилетней истории жизни «Убежища» и его обитателей, идейного вдохновителя многих исследовательских и творческих проектов, которые реализуются вместе с проживающими.

Кирпичный особняк «для отдыха до конца жизни художников сцены» был построен в 1902 году Русским театральным обществом, Совет которого возглавлял гражданский муж Савиной, меценат Анатолий Молчанов.

В здании была также устроена домовая церковь во имя святителя Николая Чудотворца. По завещанию основателей «Убежища» они были погребены в этой церкви, однако после того, как в 1930 году храм закрыли и приспособили под кухню и столовую, прах Савиной и Молчанова перезахоронили у северной стены особняка на берегу Малой Невки.

На сегодняшний день домовая церковь в особняке восстановлена, воссоздан также уникальный деревянный иконостас. Службы проводит протоиерей Богдан Жук, клирик Храма Смоленской иконы Божией Матери.

Комплекс Дома ветеранов сцены имени М.Г. Савиной включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения, что накладывает определенные ограничения на пользователей. Предметов охраны здесь на сегодняшний день 564 и еще более ста - находятся на ответственном хранении руководства пансионата.

Некоторые вещи принадлежали лично Марии Савиной (их можно увидеть в созданной в особняке мемориальной комнате актрисы), но большинство досталось Дому ветеранов сцены в дар от проживающих и их близких – предметы мебели XVIII-XIX веков, живопись, графика, фотографии, музыкальные инструменты, люстры, посуда. Многие музеи позавидуют такому уникальному собранию.

Под охраной государства находятся даже деревья исторического парка, заложенного при Петре I.

Во время визита в пансионат Уполномоченного по правам человека на территории парка вырубали 19 больных и представляющих опасность для окружающих деревьев. Многих проживающих это очень тревожило.

«Я понимаю, что приходится рубить старые деревья, но ведь на их место новые сажать не торопятся», – посетовала одна из проживающих в доме. А ее соседка с грустью сообщила, что на территории парка им не разрешают сажать свои растения: «Нам нельзя посадить ни куста сирени, ни цветов никаких!»

«На просьбы наших цветоводов-любителей представители КГИОП отвечают: «Вам же не приходит в голову попросить посадить что-нибудь в Летнем саду, а здесь не менее значимый объект, – объясняет Наталья Чибирева, но по интонации чувствуется, что столь строгую позицию ведомства по поводу охраны всего парка она не вполне разделяет. – Компенсируем разнообразием комнатных растений, нам помогает за ними ухаживать профессиональный агроном».

У ветеранов сцены, которые любят «покопаться в земле», есть своя отдушина в парке - два парника. К этим сооружениям и выращиваемым в них овощам у КГИОП претензий нет, так как находятся они тут (рядом с яблоневым садом) с самого начала существования «Убежища».

В одном из парников во время визита Уполномоченного, несмотря на закрытие сезона, активно и очень ловко орудовала лопатой, меняя грунт, миниатюрная и очень молодо выглядящая женщина.

«Сотрудница Ваша?» - спросила Светлана Агапитова у директора.

«Это наша проживающая, актриса из Орла! - не без гордости сообщила Наталья Чибирева. – У нас и еще моложе есть, многие же артисты рано на пенсию выходят. Младше 55-ти пока еще никого не было. Ну и люди искусства стараются хорошо выглядеть, даже когда не к публике идут, а в парник».

При коммунизме

Вместе с нашей страной и городом Дом ветеранов сцены и его обитатели пережили испытания Гражданской войны, репрессий, блокады Ленинграда. Все эти страшные годы «Убежище» давало кров и приют одиноким художникам сцены, которые, по справедливому замечанию Марии Савиной, «за право отдыха заплатили вперед, отдав все силы, все нервы и здоровье на служение искусству».

В 50-е годы Дом ветеранов сцены расширили и реконструировали, но за следующее пятидесятилетие эксплуатации все строения и инженерные системы пришли в негодность и, как результат, бытовые условия стали неприемлемыми для проживания. Требовался комплексный капитальный ремонт, а у Союза театральных деятелей России, в безвозмездном пользовании которого находился пансионат, денег на это не было.


Благотворительные средства на масштабную реконструкцию и реставрацию, проведенные в 2013 году, выделили после личного вмешательства главы государства. Тогда же Дом ветеранов сцены перешел в ведении Управления делами Президента РФ. При том, что СТД продолжает им безвозмездно пользоваться.

Собственно, главным условием для того, чтобы ветеран сцены из любого населенного пункта нашей страны смог сюда переехать и до конца жизни тут находиться, является членство в этом профессиональном союзе и решение его руководящих органов о предоставлении места в пансионате. Не менее важно дождаться освобождения комнаты в Доме ветеранов сцены. Всего их здесь 82.

Размещение одноместное или двухместное – для пар (мужья и жены артистов быть членами СТД и иметь профессию, связанную со сценой, не обязаны).

Проживающие ежемесячно платят половину своей трудовой пенсии (иные социальные выплаты, зарплата и гонорары тех, кто продолжает работать, а их немало, не учитываются).

Являются ли награды и регалии преимуществом, непонятно (решение принимается исключительно СТД), но живут в доме ветеранов и народные, и заслуженные, и не имеющие никаких званий артисты.

Например, у солиста балета Кировского театра, которого Светлана Агапитова и ее коллеги встретили в одном из залов, богато оформленных в духе интерьеров Павловского дворца, никаких государственных званий нет. Но именно он прославлял русский балет на весь мир в 60-70 годы XX века, танцевал с Аллой Осипенко, Майей Плисецкой и другими великими балеринами, сотрудничал с Леонидом Якобсоном и Борисом Эйфманом.

Светлана Агапитова пообщалась с актрисой и театральным педагогом из Советска, которая рассказала, что, живя в Доме ветеранов сцены, написала и поставила пьесу о Чайковском и Надежде фон Мец.

Наталья Чибирева познакомила гостей и со старейшей жительницей дома Мариной Прониной, в этом году ей исполнилось 98.

«С размахом мой день рождения отмечали, такой праздник устроили, наверное, решили, что до 100 лет я не дотяну», - смеясь, поделилась с Уполномоченным Марина Борисовна.

Дочь создателя легендарного литературного кабаре «Бродячая собака» Бориса Пронина более полувека проработала художником в Пушкинском (ныне - Александринском) театре, а в Доме ветеранов сцены живет уже 20 лет (с 2003 года). Она заядлая путешественница, причем до пандемии коронавируса ездила по России и Европе без сопровождения. Сейчас уже не рискует, но очень уверенно держится за трость. Подводит только слух. Зато оптимизму и чувству юмора долгожительницы можно только позавидовать.

«У нас тут коммунизм все-таки победил, в отдельно взятом доме, - констатировала на прощанье Марина Борисовна – Остальным есть к чему стремиться».

Навестила Светлана Агапитова и Ирину Терешенкову, которую почти 20 лет назад снимала в своей программе «Погода в доме». Ирина Александровна 25 лет служила актрисой Театра им. Ленсовета, была заведующей труппой, сотрудничала и до сих пор продолжает участвовать в проектах различных театральных объединений. В конце 90-х увлеклась фотографией и постепенно занялась ей всерьез. Ее персональные выставки неоднократно проходили в Петербурге и Риге. А в Доме ветеранов сцены, где артистка и фотограф живет уже 13 лет, ее фотоработы экспонируются и обновляются постоянно, радуя сотрудников и жильцов.

Как и Марина Пронина, Ирина Терешенкова – активная путешественница и тоже признает, что живет в Доме ветеранов сцены «при коммунизме». Летом собирается в круиз по Волге. А еще она кошатница. Вообще-то, заводить животных в пансионате нельзя, но у привезенных из дома котов есть «право на дожитие», а живут тут, слава Богу, долго и хозяева, и питомцы. Кот Ирины Александровны, беседуя со Светланой Агапитовой, на здоровье и питание не жаловался. Хозяйка его тоже. Беспокоит ее вырубка деревьев в парке (хотя она признает, что это необходимо) и, как ни странно, введение в городе платных парковок.

Ирина Александровна не представляет жизни без своей машины, при том, что водить она научилась уже под семьдесят. В Доме ветеранов сцены еще двое жильцов, которые, несмотря на преклонный возраст, предпочитают передвигаться исключительно на личном автотранспорте. И они тоже, естественно, недовольны введением в Петербурге платных парковок. При том, что все автомобилисты пансионата имеют инвалидность, то есть возможность парковаться на специально отведенных местах бесплатно, их уже неоднократно штрафовали.

«Мне, например, на ближайшей к Театру имени Ленсовета парковке для инвалидов места не хватило, встала на соседнее, а потом штраф в три тысячи получила, - поделилась Ирина Александровна и попросила Уполномоченного посодействовать совершенствованию парковочных правил. – Хорошо бы, чтобы половину стоимости Комитет по транспорту города ввел за быструю оплату штрафа, как ГИБДД делает, а лучше бы разрешили инвалидам бесплатно на любых местах парковаться, если не хватает специализированных. Мы же все есть в единой базе».

Светлана Агапитова обещала проверить эти предложения на реалистичность.

«Какие активные Ваши ветераны сцены, и ветеранами-то назвать трудно, не верится! Творят, путешествуют, сами за рулем ездят! – поделилась Уполномоченный с директором, когда они уже распрощались с Ириной Александровной. – А ограничения есть какие-то, ведь пожилые люди все-таки, или полная свобода передвижений?»

«У нас вход и выход свободный, главное условие – предупредить, куда и на какое время уходит или уезжает жилец, - пояснила Наталья Чибирева. - Это раньше наш дом был чуть ли не в медвежьем углу, здесь и магазинов не было поблизости, а теперь мы на оживленном и активно застраиваемом Петровском проспекте находимся».

Стараясь остаться незамеченной, чтобы не смущать проживающих, Светлана Агапитова понаблюдала за занятиями гимнастикой. Нетрудно догадаться, что тренировались только дамы. Кто-то – стоя, а большинство – сидя. Как могут, но с полным погружением и отдачей.

Прямо при Уполномоченном чуть было не разразился скандал с отменой репетиции группы занимающихся балетом «девочек», как с любовью называет их руководительница объединения, 86-летняя балерина. Но оперативное содействие директора помогло согласовать проведение занятия, достаточно было одного звонка.

Познакомилась Светлана Агапитова и с капитаном дальнего плавания, который недавно сменил на посту профсоюзного лидера Дома ветеранов сцены жену-актрису. «Наш мастер на все руки, - презентовала капитана Наталья Чибирева. – Помогает всем, кому картину повесить, кому полочку. Никому никогда не отказывает, с радостью за инструменты свои берется и вперед!»

Еще одна жительница пансионата Марина Комарова, узнавшая в Светлане Агапитовой любимую телеведущую и журналистку, на ее вопрос, как живется в Доме ветеранов сцены, ответила: «Хорошо. Я тут даже впервые в кино снялась в 85 лет!»

Это была военная драма «Спасти Ленинград», вышедшая в прокат в 2019 году. Часть съемок проходила в Доме ветеранов сцены. Вот Марину Юзефовну и заметили, и пригласили на роль главной героини в зрелом возрасте.

Так что мечты сбываются в любом возрасте, главное, надеяться и верить!

Точно сбылись тут и самые заветные мечты актера Ивановского драматического театра, Народного артиста России Владимира Белецкого. Владимир Борисович провел в Доме ветеранов сцены десять счастливых лет, писал музыку и стихи, опубликовал сборник своих произведений. Но, главное, он встретил тут свою последнюю любовь. «Моя пичуга», - так иронично и одновременно трогательно и тепло артист называл свою любимую в стихах:

А между тем моя пичуга прилетела с юга,

За спиною море, жаркие края,

Снова возвратилась ты в свой сектор круга –

Завтраки, обеды, перед носом – я.

Они мечтали обвенчаться в домовой церкви «Савинского особняка», но не успели. 4 ноября Владимира Белецкого не стало.

Остались добрая память всех, кто его знал, и стихотворные напутствия ценить каждый свой день и радоваться каждой новой встрече с любимыми.

В чем подвох?

Пока Светлана Агапитова и ее коллеги из аппарата Уполномоченного находились в Доме ветеранов сцены, общались с его жителями и сотрудниками, их преследовал вопрос: «В чем подвох? Больно уж идиллическое место, и люди какие-то все подозрительно замечательные…»

Трудности, безусловно, есть. О них Уполномоченный узнала, знакомясь с работой Медицинского корпуса Дома ветеранов сцены. И это вовсе не нехватка персонала. Разве что сиделки пансионату нужны.

На постоянной основе работают терапевт и врач-гериатр. Кардиолог, офтальмолог, физиотерапевт, психотерапевт – «приходящие», причем из лучших городских и федеральных клиник. Оборудованием медицинское и реабилитационное Уполномоченному с гордостью показали.

Проблемы связаны с возрастными изменениями и с профессиональными особенностями творческих личностей, живущих в пансионате. Ну и сопутствующие заболевания, и зависимости различные встречаются… Об этом честно говорят врачи.

«Стараемся помогать нашим пациентам справляться с душевными и физическими недугами комплексно, используем современные достижения медицины и гериатрии, большое внимание уделяем правильному уходу», – объясняет кандидат медицинских наук, врач-гериатр Дома ветеранов сцены Татьяна Харитонова.

Комментарий Светланы Агапитовой:

«Я видела много домов ветеранов и престарелых, как государственных, так и частных, хорошо финансируемых и испытывающих различные сложности. Дом ветеранов сцены - первый пансионат федерального подчинения и первый – объединяющий проживающих по профессиональной принадлежности, еще и творческой, в котором мы с коллегами побывали.

Мы увидели, что люди тут действительно окружены вниманием и заботой, до мелочей, до индивидуального меню в столовой, что сотрудники – бесконечно доброжелательны, улыбчивы, терпеливы.

Ну и два главных секрета, которые я, кажется, разгадала. На них тут все, по-моему, и держится (помимо прочной материальной базы и теплой атмосферы). Это свобода творчества и свобода передвижения жильцов. И еще отсутствие принуждения. Хочешь твори, хочешь путешествуй, хочешь приходи на спектакли и концерты, выезжай на экскурсии, на выставки в музеи, в дружественные театры, не хочешь – сиди в своей уютной комнатке, смотри на Малую Невку… И это, как мы увидели, работает».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00