«В тесноте, да не в обиде», - гласит народная мудрость. И всё же крайне сложно ютиться в маленькой квартире со множеством родственников без перспектив на расширение. Решить жилищный вопрос собственными силами способен, увы, далеко не каждый. А право на поддержку государства нужно еще доказать. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова нередко получает жалобы горожан, которым неправомерно отказывают в постановке на учет. Зачастую в районных администрациях объясняют отказ «умышленным ухудшением жилищных условий». Именно в такой ситуации оказалась семья Григория Егорова*.
Мысль обратиться в районную жилищную комиссию посетила Егоровых после рождения третьего ребенка. Ведь теперь в их малогабаритной «двушке» стало еще теснее. По закону встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или улучшении жилищных условий могут те, кто проживают в Санкт-Петербурге не меньше 10 лет и отвечают определенным требованиям «нуждаемости». По мнению главы семейства - Григория Егорова, его домочадцы точно соответствуют всем заявленным критериям. Вот только специалисты районной администрации с мужчиной не согласились.
Рассчитывая жилищную обеспеченность Егоровых, представители исполнительной власти учли не только имеющуюся у них недвижимость, но и жилой дом в Псковской области, который много лет назад был приобретен как дача, а в 2021 году продан, потому что семья туда не ездила. Эту сделку в районной администрации и расценили как намеренное ухудшение жилищных условий. При том, что право на содействие государства у Егоровых возникло в 2022 году, после рождения третьего ребенка.
«В отказе ссылаются на то, что еще не прошло 5 лет после «ухудшения жилищных условий» в результате отчуждения жилого дома. Но когда мы его продавали, даже не планировали третьего ребенка…», - написал Григорий Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге и попросил о помощи.
Светлана Агапитова и юристы ее аппарата изучили ситуацию и пришли к выводу, что права Егоровых действительно нарушены, а их обвинение в намеренности действий бездоказательно. Следовательно, пятилетний запрет на постановку на жилищный учет неправомерен. И причина тому – очередная неверная трактовка положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ**. Однако доводы Уполномоченного администрация не приняла. Поэтому Светлане Агапитовой пришлось привлекать районную прокуратуру, которая разделила ее правовую позицию.В результате прокурорской проверки было установлено, что «заявителем и членами его семьи не совершались намеренные действия по ухудшению жилищных условий».
Главе администрации было внесено представление об устранении нарушений. И на первом же после этого заседании районной жилищной комиссии с участием представителя аппарата Уполномоченного семью Егоровых поставили на учет. Так, благодаря согласованным действиям двух органов государственной правозащиты, еще одна многодетная семья получила возможность реализовать свое законное право.
«К нам часто обращаются семьи с просьбами о помощи в решении квартирного вопроса, - комментирует Светлана Агапитова. - К сожалению, не у всех из них есть законные основания претендовать на государственную поддержку. Но если мы понимаем, что все основания есть, а жилищные права граждан при этом нарушаются, мы прикладываем все усилия, чтобы их восстановить. Бывает, что для этого приходится привлекать надзорные органы.
Помогает и участие сотрудников моего аппарата в заседаниях районных жилищных комиссий. К их разъяснениям прислушиваются и постепенно меняют подход к работе. На сегодняшний день наши специалисты входят в состав жилищных комиссий Выборгского, Калининского и Невского районов, но в перспективе мы планируем расширить территориальные границы.
А пока практика правоприменения Жилищного кодекса во всех районах не придет к единообразию, мы будем продолжать помогать людям бороться с необоснованными отказами».
* Имя и фамилия изменены.
** «Обеспечение права на жилище в отдельных районах Петербурга: работа над ошибками продолжается с переменным успехом».