Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Петербургский Уполномоченный начала объезд конвойных помещений

30 августа 2024

С проблемами содержания граждан в конвойных помещениях судов Светлана Агапитова познакомилась на практике, поскольку получала жалобы на эту тему. Неоднократно этот вопрос поднимался и в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, что свидетельствует о его актуальности для всех регионов. Нынешним летом Конституционный суд предписал урегулировать его законодательно.

Чтобы оценить обозначенную проблему в масштабах города петербургский Уполномоченный решила побывать в конвойных помещениях всех судов. Объезд начался с Приморского и Выборгского районов.

В прошлом году, рассматривая жалобу, Светлана Агапитова побывала в конвойных помещениях Ленинского районного суда. Один из подследственных сообщил о «бесчеловечных условиях содержания», которые заключались в тесных помещениях, отсутствии горячего питания и стола, на котором бы можно было принимать еду, привезенную с собой. Все это подтвердилось. И дело не только в отсутствии средств или желания все это исправить.

 

Помещения есть, а статуса нет

Корни проблемы уходят в неопределенность статуса конвойных помещений. Это блок с камерами и комнатами для конвоя, который есть в каждом суде. Туда помещаются граждане, для которых избрана мера пресечения – содержание под стражей. Постоянно они находятся в следственных изоляторах, а временно, когда их доставляют, в суд – в камерах конвойных помещений. Там они дожидаются заседания, а после него – ждут конвоирования обратно в изолятор.

При этом, они не включены в перечень мест принудительного содержания, и требования к условиям в них законодательством не регламентированы. Между тем, люди проводят там от нескольких часов до целого дня. В изоляторе им выдают сухой паек – галеты, консервы, чай, сахар. Конвоиры по просьбе наливают кипяток, разогреть еду возможности нет. Из «удобств» в камерах только деревянные скамейки, привинченные к полу.


Требования «при наличии возможности»

Летом нынешнего года этот вопрос был рассмотрен в Конституционном суде. Своим постановлением высший судебный орган конституционного контроля предписал федеральному законодателю определить условия нахождения подстражных лиц в конвойных помещениях, расположенных в зданиях судов общей юрисдикции.

В августе Минюст опубликовал проект поправок к ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предполагается, что в них люди смогут получить бесплатное питание и медицинскую помощь. Правда в отношении самих условий есть фраза «при наличии возможности»…

 

Местные особенности

В Санкт-Петербурге у обозначенной проблемы есть свои особенности. В судах разных районов конвойные помещения могут отличатьсяне очень существенно. Зависит это от зданий, в которых они расположены. Если они построены недавно – условия значительно лучше, чем в старых, что и понятно. Чтобы в преддверии грядущих законодательных изменений представлять положение вещей в полном объеме, петербургский Уполномоченный запланировала визиты в конвойные помещения всех судов. Уже первый выезд показал насколько большой может быть разница.

 

Почувствуйте разницу, заглянув в санузел

В Приморском районе суд располагается по соседству с администрацией в здании, построенном в 70-е годы прошлого столетия. Когда последний раз делали ремонт в конвойных помещениях никто вспомнить не смог, но лет 15 его точно не было.

Здесь пять камер, в которых содержатся подстражные. Если есть возможность, их распределяют не более чем по двое. Но так получается не всегда. В те дни, когда подсудных граждан много – вынуждены уплотняться. К тому же надо соблюдать требования – мужчины и женщины раздельно или по каким-то иным причинам граждане не могут содержаться вместе.

По словам полицейских, как правило, привозят подстражных с 10 до 11 утра, а забирают ближе к 17-18 часам. Но бывает, что выезд затягивается и до очень позднего вечера.

В камерах – ничего, кроме скамеек. В качестве наследия еще советского периода – отделка на стенах типа «шуба». С одной стороны, это спасает от вандализма – свои эпистолярно-художественные порывы граждане выплескивают только на железной двери. А вот с точки зрения безопасности и санитарно-гигиенических соображений – этого быть не должно. Во-первых, о такую стену можно пораниться, во-вторых – она практически не подлежит санитарной обработке.

Вершиной ветхости и изношенности, безусловно, является санузел для подстражных. И дело даже не в том, что это вмонтированный в бетонный постамент напольный унитаз типа чаша «Генуя», а в его состоянии. Даже эмаль на нем сохранилась лишь фрагментами…

Пообщалась Светлана Агапитова и с гражданами, находившимися в камерах. Молодого человека привозят сюда уже в третий раз. Жалоб он не высказал – «воду дают, в туалет водят». Позже 16-17 часов ни разу не увозили. Продемонстрировал свой сухой паек: несколько пакетиков чая и сахара, пачка галет, жестянки, в которых каша рисовая с говядиной, фрикадельки, овощная икра, колбасный фарш, одноразовые ложки и стаканчики. Набор всегда один и тот же.

Женщина из соседней камеры ездит в суд уже два года. Увозят не позже 16 часов, в камере обычно читает. Претензий у нее нет, а сами поездки – «хоть какое-то развлечение».

У самих полицейских конвойной службы условия – тоже более чем скромные. Маленькая комнатка начальника – с монитором, куда выведены камеры. Для того, чтобы личный состав мог перекусить и передохнуть – небольшое помещение с холодильником, чайником и микроволновкой, где можно разогреть принесенную с собой еду. Спартанские условия переносят стойко, но говорят, что ремонт бы, конечно, не помешал.

Представитель руководства конвойного полка Алексей Абрамов, также присутствовавший при объезде, рассказал, что регулярно на имя председателя Приморского суда составляются акты комиссионного обследования, где подробно отражаются все недостатки требующие устранения. Однако все зависит от того, когда Управление Судебного департамента в Санкт-Петербурге обеспечит финансирование.

Снизить нагрузку на конвойные помещения позволяет рассмотрение дел в режиме видеоконференцсвязи. Например, когда требуется продление приговора – нет необходимости привозить подстражного в суд, он может присутствовать удаленно – из оборудованного помещения в изоляторе. Однако, почему-то эта возможность используется не всегда.

В Выборгском районе суд – счастливый обладатель отдельного шестиэтажного здания 2013-го года постройки. Правда, стены конвойных помещений уже пообтерлись, но площади вполне достаточно. Здесь 19 камер для подстражных и вполне просторные комнаты для конвоя.

Конечно, контраст с Приморским судом лучше всего виден в санузлах. Их здесь два, раковины и унитаз антивандальные – из нержавейки. И при всем при этом, в камерах тоже нет столиков.

Женщина, с которой поговорила Светлана Агапитова, также рассказала, что дольше, чем до 17 часов она здесь не оставалась. Жалоб у нее нет, разве что голова разболелась, а взять таблетку негде. Кстати, эту проблему также пытаются регламентировать в предлагаемых поправках. Если нужна экстренная помощь – вызывают «скорую», а вот как помочь в случае, если заболела голова – неизвестно…

«Большинство людей, конечно, даже не знают, что такая проблема существует, - говорит Светлана Агапитова. – С ней знакомы лишь те, кто сам побывал в этих условиях или связан с этой сферой профессионально. Очень хорошо, что она вышла уровень Конституционного суда и теперь ей занимаются законодатели.

Разница между конвойными помещениями Приморского и Выборгского судов, наглядно показывает необходимости единых требований, закрепленными в законе. При этом на лицо и общие «болячки» – отсутствие столиков в камерах, горячего питания и медицинской помощи.

После объезда всех помещений, я планирую встретится с начальником Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге Алексеем Сухих и обсудить необходимые изменения в свете готовящихся поправок к законодательству».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00