Петербуржцы с ограниченными возможностями здоровья, квартиры которых признаны непригодными для проживания инвалидов, имеют право на внеочередное обеспечение адаптированными для них жилыми помещениями по договору социального найма. Понятно, что «вне очереди» не означает «сразу же». Но, когда инвалид ждет выполнения гарантированных законом обязательств по предоставлению жилья, которое отвечает требованиям доступности, в буквальном смысле долгие годы, у него возникает обоснованный вопрос: «Доколе?!».
Этот вопрос жительница коммунальной квартиры в Петроградском районе, инвалид I группы Марина Б., передвигающаяся на кресле-коляске и шестой год ожидающая переезда в адаптированное для инвалидов жилье, адресовала сначала в районную администрацию, а потом – в Жилищный комитет. Так как в полученных ответах не было никаких гарантий обеспечения Марины жилым помещением в обозримом будущем, она обратилась за содействием к Уполномоченному по правам человека в Петербурге Светлане Агапитовой.
В заявлении омбудсмену Марина сообщила, что живет вместе с семьей бывшего мужа, потому что не может обслуживать себя самостоятельно. Их квартира признана непригодной для проживания инвалида (этот процесс занял три года: с 2013-го по 2016-й). В 2021 году, спустя пять лет после того, как администрация Петроградского района издала распоряжение о признании занимаемого Мариной жилого помещения непригодным, ей, наконец, предложили два варианта для переселения. К сожалению, оба они не подошли инвалиду по объективным причинам. И в 2022 году Марина снова напомнила районным властям о своем нерешенном жилищном вопросе, но они только констатировали, что заявительница ранее отказалась от предложенных жилых помещений.
В обращении к Уполномоченному Марина объяснила причины отказов: «Первым вариантом была однокомнатная квартира для меня одной в безвозмездное пользование. Мы отказались, потому что я сама себя обслуживать не могу... Вторым вариантом была предложена двухкомнатная квартира. Но ванна в ней - длиной чуть больше метра. Поменять ее мы не смогли бы, потому что она находится в маленькой нише, то есть большая туда просто не влезет… Мне сказали, что можно поставить душевую кабину. Но я не могу стоять, не могу сидеть, не могу мыть себя сама, мне нужен помощник. Мы оба туда не поместимся... Я хочу объяснить, что ванна для меня - не просто способ помыться, но еще и средство реабилитации. В ванне расслабляются мои мышцы».
Когда Марина обратилась в защиту своих прав в Жилищный комитет, ее проинформировали о предстоящем поступлении в государственную собственность Санкт-Петербурга «72 двухкомнатных квартир, адаптированных для проживания инвалидов-колясочников, в том числе для двадцати граждан, чьи жилые помещения были признаны непригодными для проживания до июня 2016 года».
Этот ответ вселял осторожный оптимизм и одновременно опасения, что Марина не попадет в число этих «двадцати счастливчиков». Слишком долго откладывалось решение ее квартирного вопроса…
«Я с 2013 года жду помощи. У нас в доме нет лифта, я не могу выходить на улицу по своему желанию. Чтобы выйти, мне должны помогать два человека…», - написала Марина Уполномоченному и попросила о защите своих прав и законных интересов.
«Конечно, мы будем защищать права Марины, - подтвердила Светлана Агапитова, изучив обращение и приложенные к нему документы. – Я и мои сотрудники будем участвовать в разрешении ее квартирного вопроса, пока не убедимся, что она получила жилье, в котором обеспечена реальная, а не мнимая доступность для человека на коляске, что учтены все нужды, связанные с особенностями заболевания. Раз Марине по индивидуальной программе реабилитации нужна ванна, она должна быть, причем – приспособленная для инвалида».
Юристы аппарата Уполномоченного уже выяснили - опасения Марины, что она не попадет в число «счастливчиков», для которых в государственную собственность передаются адаптированные для проживания колясочников двухкомнатные квартиры, напрасны. Петербурженка включена в этот перечень и наряду с гражданами, имеющими аналогичную льготу, должна быть обеспечена жильем «без барьеров» ориентировочно до конца марта этого года.
Светлана Агапитова попросила председателя Жилищного комитета Олега Зотова информировать ее о поступлении в собственность Санкт-Петербурга и передаче в районные администрации жилья, приспособленного для людей, передвигающихся на креслах-колясках.
Уполномоченный будет пристально следить за этими процессами, а затем – за обеспечением поступившими квартирами нуждающихся инвалидов. Как минимум двадцать из них, в том числе – Марина Б., стоят в «очереди из внеочередников» более пяти лет. И такие длительные сроки точно нельзя назвать разумными, даже с учетом имеющихся сложностей в адаптации жилья под индивидуальные нужды колясочников.