«Я устала бегать за коленными ортезами!», - жалуется 77-летняя Елена Романовна. Знающие люди поймут горькую иронию, заложенную в этой фразе: чтобы облегчить хождение, инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата вынужден обивать ногами пороги государственных организаций. После 14 лет безуспешных попыток получить технические средства реабилитации женщина обратилась к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
Елене Романовне* оформили инвалидность в 2010 году. Тогда же рекомендовали на регулярной основе носить бандажи на коленные суставы - ортезы. Несмотря на то, что изделия вписаны в индивидуальную программу реабилитации, получить их бесплатно у женщины не получилось: «Первые несколько лет я бесконечно ходила, звонила, просила, но слышала лишь отговорки: то «нет денег», то «подождите до следующего года» …», - рассказывает заявительница.
Потом, потеряв всякую надежду, женщина прекратила борьбу за бесплатные наколенники - справлялась с проблемой собственными силами. Но к 2022 году состояние здоровья Елены Романовны значительно ухудшилось. Женщина передвигалась с большим трудом, и врачи настоятельно рекомендовали приобрести поддерживающие фиксаторы. Пришлось вспомнить о положенной реабилитации и, спустя десятилетие, вновь оказаться в роли просителя.
Елена Романовна собрала необходимые документы и направила их в региональное Отделение СФР** для получения предписанных ей ортезов. За прошедшие годы в стране изменилось многое, в том числе, и структура самой организации, которая объединила в себе сразу два крупных федеральных фонда: «Я неоднократно пыталась им дозвониться, ходила в МФЦ, чтобы выяснить судьбу моего заявления – никто ничего не знает».
Спустя несколько месяцев Елена Романовна всё же получила обратную связь: ее уведомили о постановке на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации. И снова длительное молчание…
Прошел почти год с момента повторного обращения в СФР. В ноябре 2023 года с женщиной связались и сообщили, что закупить для нее ортезы не могут, но готовы выдать электронный сертификат (ЭС), позволяющих приобрести изделия самостоятельно.
На выданный ЭС записывается определённая сумма, которую гражданин может потратить на приобретение рекомендованных изделий. Стоимость определяется по цене последней закупки в рамках госконтракта. То есть, может отличаться от рыночной – в этом случае клиенту придется внести часть личных средств. И всё же, рассудила Елена Романовна, сертификат – лучше, чем ничего.
При всех видимых сложностях такой вариант женщину устраивал. Тем более, ей выдали памятку с перечнем компаний, где можно выбрать подходящие наколенники. Недолго думая, пенсионерка отправилась в МФЦ, где написала очередное заявление и, по выработанной годами привычке, приготовилась ждать. Но после очередной затянувшейся паузы не выдержала и решила пожаловаться Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге:
«Мне обещали сообщить решение в течение 5 дней, но прошло значительно больше времени. Видимо, послали ответ почтовым голубем, а он в дороге замерз», - иронизирует заявительница, у которой за эти годы накопилось довольно много претензий к СФР: ответы не приходят в обещанные сроки, сотрудники не отвечают по указанным для связи номерам телефонов и даже в выданном «для помощи» буклете указывают некорректную информацию: «Очередная бюрократическая отмашка», - резюмирует Елена Романовна и просит Уполномоченного повлиять на ситуацию.
Светлана Агапитова направила ходатайство руководителю Отделения Фонда пенсионного и социального страхования с просьбой пояснить, будет ли удовлетворена потребность Елены Романовны в технической реабилитации посредством выдачи электронного сертификата. Если да, сообщить сроки и предоставить актуальный перечень торговых точек, где можно приобрести необходимое техническое средство реабилитации.
Управляющий Отделением Константин Островский подтвердил, что заявление Елены Романовны одобрено, электронный сертификат на ее имя зарезервирован. Правда, воспользоваться поддержкой государства женщина сможет только после того, как будут выделены средства из федерального бюджета. Точные сроки Отделение Фонда назвать не может, но обещает заявительницу своевременно проинформировать о поступлении ассигнований.
Касательно перечня организаций – да, не все подключены к национальной системе платежных карт и готовы сотрудничать с государством.
Если заявительница не сможет найти подходящее изделие в продаже, в любой момент можно отказаться от выданного электронного сертификата и воспользоваться обеспечением по государственному контракту. Хотя не факт, что второй путь окажется быстрее.
В любом случае, впереди у Елены Романовны - ожидание. Но на этот раз хотя бы не бесконечное - с возможностью для маневров и реальными шансами на успех.
Светлана Агапитова: «Неизвестность – хуже всего. Многие наши заявители жалуются именно на отсутствие обратной связи с государственными структурами. В результате, ответы на вполне логичные и правильные вопросы жители города вынуждены получать не напрямую у ответственных лиц, а через посредников.
В деле Елены Романовны точка еще не поставлена. Мы будем поддерживать с ней связь, чтобы убедиться, что на этот раз ее точно обеспечат средствами реабилитации.
В процессе общения выяснилось, что у женщины сейчас действительно непростой период – ухудшение здоровья, проблемы в семье. По нашему ходатайству подключились районные социальные службы, разработали индивидуальную программу предоставления услуг. Елена Романовна сначала отказывалась от помощи, а теперь даже рада – ведь с нее снимается хотя бы часть забот. А сколько в Петербурге таких пожилых людей, которым нужна поддержка, но неловко о ней попросить?..».
*данные изменены
**Социальный фонд России