Чтобы получить медицинскую помощь, слабовидящему пожилому инвалиду, не владеющему компьютерной грамотностью, нужно через интернет записаться на прием в больницу. Парадоксальный сюжет в духе драматического сериала на остросоциальную тематику. Но это не аннотация к фильму, а очередное обращение к Уполномоченному. За прошлый год таких поступило множество.
«Я вижу только размытые силуэты. У меня нет компьютера и самый простой телефон. Как я запишусь к врачу?», - задается вопросом 72-летняя Татьяна Евгеньевна*, страдающая от катаракты. В приемную Светланы Агапитовой женщина не пишет, а звонит. Номер подсказала соседка, а кнопки аппарата худо-бедно пенсионерка наощупь научилась различать.
Катарактой называют помутнение хрусталика – естественной оптической линзы человеческого глаза. В результате, зрение начинает снижаться, вплоть до полной слепоты, если не принимать соответствующие меры. А меры в этом случае – хирургического характера, поэтому пациент направляется на плановое оперативное лечение в стационар.
Направление, выданное офтальмологом в поликлинике, действительно в течение месяца. За это время больному необходимо попасть на отборочную врачебную комиссию через интернет-портал «Здоровье петербуржца». И здесь начинаются сложности.
Во-первых, количество так называемых «номерков» (свободных слотов), крайне мало – их нужно еще умудриться поймать, конкурируя одномоментно с сотнями других пациентов с такими же направлениями со всего города.
Во-вторых, заниматься этой электронной «охотой» предлагается пожилым людям со слабым зрением, которые, в большинстве своем, не имеют дома компьютерной техники или даже не знают, с какой стороны к ней подойти. Для них задача «записаться через интернет» так же трудноосуществима, как полет в космос. Ведь не у каждого в ближайшем окружении есть люди, готовые часами «сидеть в засаде» на сайте Горздрава, обновляя страницу в ожидании свежей порции свободных слотов.
К примеру, обратившаяся к Уполномоченному Татьяна Евгеньевна живет одна. Цифровой техники не имеет. К посторонним людям относится настороженно, поэтому о помощи просит крайне редко. Но с самозаписью в больницу ей в одиночку не совладать.
«Помогите, пожалуйста. Окулист отказалась мне помочь. Сказала, что запись по направлению – моя проблема», - рассказывает женщина. Главный врач поликлиники, в которой обслуживается пожилая петербурженка, в официальном ответе Уполномоченному эту мысль подтвердила: «Мониторинг свободных слотов не входит в обязанности медицинских сотрудников».
А вот Комитет по здравоохранению, куда также направила ходатайство Светлана Агапитова, высказал другое мнение. Заместитель председателя Андрей Сарана полагает, что лечащий врач амбулаторно-поликлинического учреждения может взять решение этого вопроса на себя. Вероятно, в каких-то отдельно взятых поликлиниках такая практика существует, но не везде. И можно ли за это укорить? Не каждый доктор в условленный час готов отложить прием других пациентов и включиться в гонку за столь редкими и востребованными «талончиками» в интернете.
Пытаясь разобраться, кто же всё-таки должен помочь слабовидящему одинокому гражданину реализовать свое право на охрану здоровья и медицинскую помощь, специалисты аппарата Уполномоченного по правам человека обратились в районные учреждения социальной защиты. У них в перечне не оказалось услуги по «отслеживанию свободных слотов для записи на прием к врачу». Хотя социальный работник действительно может разово оказать такую помощь своему подопечному. Но для этого нужно стать клиентом социальных служб, заключив соответствующих договор на обслуживание. А Татьяна Евгеньевна всячески от этого пытается уклониться, потому что не хочет пускать в дом посторонних: «Я привыкла сама. Мне бы только в больницу попасть…».
Были перепробованы различные варианты оказания помощи пенсионерке. В итоге, на призыв Уполномоченного поддержать одинокую бабушку откликнулось руководство и сотрудники ГБУ «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению». К роду их деятельности тоже не относится запись больных на прием к врачу, тем не менее, специалисты вошли в положение заявительницы и согласились заняться мониторингом «номерков».
В течение двух недель четыре специалиста Центра отслеживали появление на сайте «Здоровье петербуржца» свободных слотов, которые нужно было не только своевременно заметить, но и быстрее всех других желающих зарезервировать. Их усилия оказались не напрасны: к Новому году Татьяна Евгеньевна получила по-настоящему ценный для нее подарок – направление на отборочную комиссию в городскую многопрофильную больницу. И шанс, наконец, посмотреть на мир здоровыми глазами.
Светлана Агапитова: «Пациенты нередко жалуются на то, что им трудно записаться на прием к врачу. Но в случае с пожилыми слабовидящими пациентами – это не просто сложно, это невозможно.
Лист ожидания на проведение оперативного лечения катаракты – 8500 человек, и многие из них уже достигли почтенного возраста. Большое спасибо сотрудникам Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению за содействие Татьяне Евгеньевне. Но даже наших совместных ресурсов не хватит, чтобы оказать такую адресную помощь всем нуждающимся. Следует решать проблему системно.
Главная сложность в том, что потребность в лечении катаракты в городе существенно превышает объемы предоставляемых медицинских услуг. Отсюда «дефицит» номерков и прочие сложности. Ведь врачи не берутся записывать именно потому, что это очень трудоемкое занятие, на которое просто у них просто не хватает времени.
Вместе с вице-губернатором Олегом Эргашевым и руководством Комитета по здравоохранению мы уже погрузились в решение этого вопроса. Об этом мы расскажем отдельно».
*Персональные данные изменены