Статьи Уголовного кодекса о незаконном приобретении, изготовлении, обороте и сбыте наркотических средств, начиная с 228-й, часто называют «народными». По ним в России отбывают наказание не менее 30 % мужчин и 40 % женщин. Елена А.*, 1989 года рождения, к сожалению, входит в эту печальную статистику. Уже больше года она содержится в следственном изоляторе и, судя по объему уголовного дела (около 80 томов и 13 обвиняемых), до вынесения приговора ей ждать еще столько же, если не больше. Жизнь на воле девушка помнит смутно. В СИЗО же ей помогли установить инвалидность и в прошлом сентябре в связи с этим назначили пенсию. Но начать пользоваться ею Елена смогла совсем недавно. И здесь не обошлось без вмешательства Уполномоченного по правам человека Светланы Агапитовой. Причем вмешиваться Уполномоченному пришлось дважды.
Светлана Агапитова впервые узнала о ситуации, в которой оказалась Елена, в апреле этого года, когда вела прием в СИЗО. Оказалось, что у девушки нет личного банковского счета, куда бы могли быть переведены денежные средства. Поэтому пенсионные выплаты она не получала, хотя сильно в них нуждалась.
«Мне необходимо приобретать товары первой необходимости, на что нет материальной возможности. С сентября прошлого года мне начисляют пенсию по инвалидности, а распоряжаться ей я не могу», - рассказала Елена Светлане Агапитовой и попросила ее содействия в восстановлении права на получение пенсионных выплат.
«А проверенным дедовским способом - на почте разве нельзя пенсию получать? - спросила Уполномоченный у руководителей СИЗО и присутствующих на приеме представителей Управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. - Из-за отсутствия у девушки счета в банке, это ведь единственный возможный способ».
И тут выяснилось, что «единственная возможность» оказалась теоретической. На практике ее реализовать было некому. По причине отсутствия в изоляторе сотрудника, в обязанности которого можно было бы включить получение денежных переводов в почтовом отделении.
Представители УФСИН пообещали Уполномоченному, что подумают, как можно решить эту проблему, но, видимо, ничего не придумали, так как в конце июля Светлана Агапитова получила письменное заявление от Елены, которая по-прежнему не могла воспользоваться ежемесячно начисляемой ей пенсией.
Тогда Уполномоченный обратилась в защиту прав Елены и неопределенного круга лиц, которые могут оказаться в подобной ситуации, к начальнику УФСИН Игорю Потапенко.
Светлана Агапитова сообщила руководителю Управления, что с его представителями была достигнута договоренность о взятии поставленного заявительницей вопроса на контроль для «его разрешения в кратчайшие сроки», но за два месяца этого не произошло.
Уполномоченный также напомнила, что получение пенсии почтовым переводом – это право заявительницы, а реализация этого права – обязанность администрации учреждения, в котором она содержится (в порядке, определенном для получения денежных переводов статьей 25 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Ответ Игоря Потапенко порадовал и Уполномоченного, и заявительницу. Потому что генерал-майор внутренней службы решил поставленный вопрос «положительно». То есть кадры для посещения отделений Почты России изыскали. Накопившиеся почти за год денежные средства поступили наконец на специально созданный лицевой счет Елены А. в СИЗО, и она теперь может их потратить на товары первой необходимости.
*Имя петербурженки изменено.