Каждому из нас хоть раз в жизни доводилось сдавать лабораторные анализы. Для обычного человека цифры в результатах мало что значат. Зато для врача – это целая история в деталях, по которой можно понять, в каком состоянии находится организм пациента.
В частном порядке можно проходить диагностику хоть каждый день. В государственных медицинских учреждениях для лабораторной проверки должны иметься веские основания. Но что делать, если основания есть, а направления на анализы – нет? Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге и специалисты ее аппарата задумались над этим вопросом после жалобы на отказ в исследовании дефицита витамина D. И узнали много нового об организации лабораторных исследований в городе.
Отправной точкой стало обращение Романа Алиева*, которому в частной клинике назначили контроль витамина D, а в государственной – отказали в анализе. Как выяснилось впоследствии, ни одна лаборатория в городе, работающая в системе ОМС**, выполнить данное исследование сейчас не может. Почему? Чтобы разобраться в сложившейся ситуации Светлана Агапитова делегировала своего представителя в Межрайонную централизованную клинико-диагностическую лабораторию (МЦКДЛ), созданную на базе СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей». Именно там Алиеву должны были оказать услугу. Но не оказали.
Перечень лабораторных исследований, проводимых в государственных учреждениях, регламентирован распоряжением Комитета по здравоохранению №25-р***. В этом документе прописана маршрутизация оказания первичной медико-санитарной помощи жителям Санкт-Петербурга в рамках Территориальной программы**** - то есть расписано, какая поликлиника за каким исследовательским центром закреплена.
Всего в городе действуют 14 межрайонных лабораторий (МЦКДЛ), оснащенных современным оборудованием, системой обмена информацией и т.д. Эксперты уверяют, что исследования ведутся под строгим контролем, за это можно не переживать. А вот организация работы и финансирования далека от идеала, поэтому лаборатории испытывают определенные сложности.
Одна из самых насущных проблем – «недооценённость» лабораторных исследований. Действующие базовые тарифы на лабораторные услуги не покрывают всех затрат на их выполнение (стоимость реактивов, контрольных сывороток, аренды оборудования, метрологию и пр.). По сведениям руководства МЦКДЛ, затраты на выполнение анализов рассчитывались еще в 2006 году и после этого не изменялись, несмотря на значительный рост цен на химические вещества и препараты. Не говоря уже о заработной плате сотрудников, оплате курьерской доставки, вывозе и утилизации биологических отходов.
Следующая проблема – отсутствие тарифов на «расходный пластик». Наука и прогресс не стоят на месте. Современные приборы требуют и современных систем для взятия биологического материала – нужны одноразовые вакуумные пробирки, иглы, контейнеры, которые будут совместимы с аналитическим оборудованием. Эти расходы в тарифы не заложены. Поэтому лаборатории вынуждены самостоятельно приобретать данные «расходники» и снабжать ими медицинские учреждения – в том числе поликлиники, где происходит забор биоматериала.
Кроме того, не в полной мере используются возможности лаборатории. К примеру, по региональной субсидии в МЦКДЛ закуплен единственный в городе (!) проточный цитометр. Это уникальное устройство, позволяющее оценивать иммунный статус пациента. Но прибор простаивает уже несколько лет, потому что до сих пор не разработан тариф на его использование.
И, наконец, тест на витамин D. Помимо рутинных базовых анализов в лабораториях должны выполняться дорогостоящие исследования, себестоимость которых значительно (в десятки раз) превышает действующие тарифы. Это не только 25-ОН, но NT-proBNP, гомоцистеин, антимюллеров гормон, антитела к рецепторам ТТГ, кальпротектин и прочие сложные исследования. В настоящее время закупка реагентов для них невозможна по причине перерасхода денежных средств.
Администрация Центра неоднократно обращалась в Комитет по здравоохранению и в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге с просьбой пересмотреть ценовую политику. Однако до сегодняшнего дня региональные структуры с федеральными не договорились.
Безусловно, полноценное лечение без качественной диагностики невозможно. Поэтому проблемы, с которыми столкнулись лаборатории, работающие по системе ОМС, нужно оперативно решать. Для координации работы лабораторной диагностики на базе Комитета по здравоохранению существует Лабораторный совет. Его решения носят скорее рекомендательный характер, а главный интерес - научный (повышение качества проводимых исследований). Однако, по мнению специалистов аппарата Уполномоченного, именно этот Совет вполне мог бы стать площадкой для обсуждения текущих организационных и межведомственных проблем. Уполномоченный будет предлагать расширить сферу его деятельности.
Кроме того, в аппарате Уполномоченного собран ряд предложений, в частности, по пересмотру тарифов на проводимые исследования, введению квотирования на дорогостоящие тесты, оплате расходных материалов, расширению перечня услуг, исходя из имеющихся возможностей и т.д. Эта информация будет в ближайшее время доведена до руководства Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
*Имя и фамилия изменены
**Обязательного медицинского страхования
*** Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 18 января 2023 года N 25-р «Об организации проведения лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи населению»
**** Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2022 № 737-121 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"