«А Вы помните, что были в нашем приюте 15 лет назад, передачу про нас снимали?» Таким вопросом Светлану Агапитову встретила Татьяна Шухина, заместитель руководителя петербургской благотворительной организации «Покровская община», которая безвозмездно помогает бездомным инвалидам выжить, восстановить документы и попасть в социальное учреждение. «Помню, конечно, я тогда к вам как журналист приходила, чтобы показать людям, каким важным и благородным делом вы занимаетесь, а сейчас как Уполномоченный по правам человека пришла, потому что хочу вам помочь», - был ответ.
Пришла Светлана Агапитова не одна, а со своими сотрудниками и дочерью Викторией. У Вики как раз образовалось окно между тренировками и соревнованиями (она профессионально занимается плаванием, как и мама в юности), а в колледже – каникулы. Поэтому девушка буквально напросилась посмотреть, как живут люди, которые опустились на самое дно, а теперь пытаются всплыть. С помощью сестер и волонтеров «Покровской общины». И как потом поделилась Вика – это был очень полезный опыт «с глубоким погружением».
Все началось с телефонного звонка
Инициатором поездки в «Покровскую общину» стала начальник социального отдела аппарата Уполномоченного Екатерина Шабанова. Накануне она позвонила соцработнице благотворительной организации, чтобы узнать, как дела у одного из подопечных. Светлана Агапитова и ее сотрудники помогали ей восстанавливать документы для «воскрешения» Владимира И. После того, как он ушел из дома и долго не подавал «признаков жизни», жена признала его умершим. Потом были 20 лет бродяжничества, точнее - «существования в канализационном люке». И вот уже два года длится процесс «воскрешения» живого мертвеца и его жизни в приюте «Покровской общины». Выяснилось, что помощь Уполномоченного в этом длительном процессе помогла. Медленно, но верно все необходимые документы были собраны, сейчас дело находится в суде.
Екатерина поделилась этой хорошей новостью со Светланой Агапитовой, а она захотела познакомиться с Владимиром лично, а также с другими подопечными приюта «Покровской общины».
Встретили нашу делегацию заместитель руководителя Татьяна Шухина и экономист, а по совместительству еще и социальный работник Евгения Кипитинская.
Сначала была одна бабушка, потом четыре…
Так Татьяна Шухина начала рассказ о том, как в доме 11 по Ковенскому переулку появились сестры милосердия «Покровской общины» и их подопечные. Сначала это были немощные старушки, за которыми некому было ухаживать. В 2000-х сестры помогали живущей здесь бабушке, когда она умерла, ее дочь передала квартиру общине. И здесь поселили четырех одиноких бабушек. Потом один меценат выкупил еще квартиру на первом этаже в этой же парадной. Так появился приют для бездомных инвалидов.
Но и история с бабушками продолжается. Тот же благотворитель передал в пользование для них деревянный дом в Ленинградской области, потом перестроил ферму. Теперь там – полноценный дом престарелых на 40 человек (АНО «Покровская обитель»). Работает как поставщик социальных услуг, правда, только для жителей Ленобласти.
В приюте же на Ковенском сейчас одновременно может разместиться восемь бездомных инвалидов. Тесновато, но лучше, чем там, откуда выбрались подопечные «Покровской общины». За год максимум проходит 35 человек. Очень долго идет процесс восстановления документов. Некоторые подопечные живут тут по несколько лет. Зато «все включено»: питание, ночлег, душ, прачечная, работа с психологом, беседы со священнослужителями, осмотр врачей Благотворительной больницы, здравпункта Боткинской.
Проводятся занятия арт-терапией. Их ведет Ольга Конышева. Она с гордостью показала Светлане Агапитовой произведения своих учеников и назвала это термином «ар-брют» (наивное искусство, искусство людей с особенностями).
В подъезде - выставка рисунков. Чтобы другие люди увидели и узнали, что приют работает, что его временные жильцы нуждаются в поддержке, и что у каждого из них есть шанс вернуться к нормальной жизни.
«Приходят к нам соседи и те, кто из интернета и СМИ про нас узнал, продукты приносят, одежду. Помогают сестры из приюта для бездомных Матери Терезы, они рядом с римско-католическим храмом и нашим приютом - на Жуковского, 18, мы дружим. Православные священники и семинаристы беседуют с подопечными. Для нас важно, чтобы человек осознал свой жизненный путь, смирился, пришел к вере», - говорит Татьяна Шухина.
Ласковые «домашние» имена
Татьяна и Евгения рассказали Светлане Агапитовой историю каждого из шести человек – троих мужчин и трех женщин, с каждым из которых она познакомилась в приюте, поделились хорошими новостями в жизни одних, и пока, к сожалению, непреодоленными трудностями – в жизни других. Уполномоченный пообещала свое содействие в разрешении самых запутанных случаев. Самый-самый – это, пожалуй, случай Маши, пытаются разрешить его уже три года. И просветов еще не видно.
Кто она и откуда? Доподлинно не известно. Говорит, что из Армении, что пережила Спитакское землетрясение 1988 года. Но Маша много еще чего рассказывает и всем разное... Да и какая она Маша? Не похожа совсем. На армянку похожа. Но в консульстве Армении отказалась говорить по-армянски, сказала, что не понимает. А когда в приют пришла армянская женщина-волонтер, свободно изъяснялась с ней на родном языке. Некоторые путают ее с цыганкой. Маша обижается и даже ругается (с использованием табуированной лексики).
Неля родом из Донецка, в Петербурге – с 2011 года. Жила в самом центре – «у сливного бачка в туалете на Московском вокзале». Попрошайничала. Потом ее приютила сестра милосердия «Покровской общины», после жалоб соседей пристроила в приют.
Маша, Неля, Марго, Володя, Олег и Русик. Так ласково все в приюте зовут взрослых и даже пожилых подопечных. По-домашнему. Это ведь так важно для тех, у кого нет дома.
Володя, тот самый «живой мертвец», которому Светлана Агапитова помогала «воскреснуть», подарил ей две открытки со своими рисунками.
«А это Русик, он у нас ведет себя лучше всех, как зайка», - охарактеризовала Евгения богатырского вида мужчину в татуировках. Сам он из Чечни, потом с матерью уехал в Грузию, из которой еще несовершеннолетним сбежал в Адлер и.... Паспорт был только советский, да и тот Рустик почти сразу потерял, но это ему жить не мешало до тех пор, пока не ослеп. А еще он неоднократно сидел, последний раз - в колонии особого режима.
«Какие статьи?» - поинтересовалась Светлана Агапитова у Русика.
«105 и 127 УК РФ» - ответил тот, уточнив, что это было в «прошлой жизни», в которую больше не вернется. Последние десять лет Русик усердно работал, платил за съемную квартиру. Сейчас – это слепой инвалид без паспорта, и ему нужен шанс на нормальную жизнь.
На прощанье Светлане Агапитовой подарили в «Покровской общине» календарь с рисунками жителей приюта. На страничке с июлем там размещен плакат «Берегите семью!» И цитата старца Паисия Святогорца: «Покажи свою любовь прежде всего в своей семье».
«Мы лично убедились, что в «Покровской общине» любовь распространяется далеко не только на свою семью, на родных и близких, а на каждого человека, даже на очень-очень запутавшегося, и ему тут стараются помочь распутать этот клубок, – поделилась впечатлениями от посещения приюта Светлана Агапитова. – Мы по мере сил тоже постараемся помочь. Милосердие – это не только сострадание, это тяжелая работа, напряжение и выгорание. Необходимо помогать и тем, кто помогает».