София Валерьевна* живет в коммунальной квартире в центре Санкт-Петербурга. Из 6 комнат женщине принадлежат только две, остальные четыре находятся в собственности города и вот уже несколько лет пустуют.
Петербурженка решила выкупить у города освободившиеся объекты. Основания для этого у нее имелись**: других соседей-претендентов нет, а сама София уже более 30 лет состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Казалось бы, такой нехитрый план хорош со всех сторон: город расселяет очередную многокомнатную «коммуналку», а гражданка улучшает свои жилищно-бытовые условия. Однако за пять лет идею реализовать так и не удалось. Это и стало поводом для обращения к Уполномоченному по правам человека.
По общему правилу очередники обеспечиваются отдельными квартирами по договору социального найма. При этом объекты должны быть пригодными для постоянного проживания, то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Предоставление осуществляется в порядке очередности (или вне очереди для отдельных категорий). Однако есть исключение – к примеру, для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.
Если в «коммнулаке» освободились комнаты (или нескольких комнат), находящиеся в государственной собственности, соседи имеют право на их предоставление: либо бесплатно (для малоимущих, состоящих на жилищном учете) либо за плату с понижающим коэффициентом к рыночной стоимости.
Не все этим правом пользуются – по разным причинам. Но если граждане выразили намерение приобрести указанные помещения, отказ со стороны администрации недопустим. Однако теория порой расходится с практикой…
София Валерьевна не являлась малоимущей, но на жилищном учете состояла. Следовательно, имела все основания претендовать на передачу соседних комнат по договору купли-продажи.
Впервые с такой просьбой женщина обратилась в Жилищный комитет в 2019 году, но получила отказ по причине непригодности квартиры для проживания. Спустя год завершился капитальный ремонт, была официально проведена приемка выполненных работ. Однако на бумаге статус жилья почему-то не улучшился.
«Чтобы, наконец, признать квартиру пригодной для проживания, я много лет писала жалобы и обращения в администрацию района и города», - рассказывает София Валерьевна. В итоге, настойчивая женщина добилась своего. И в 2022 году гражданка повторно обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги по выкупу свободных комнат по договору купли-продажи.
Но и на этот раз ей отказали. Теперь по причине того, что администрация района изменила цель использования данных комнат - вместо социального найма (для постоянного проживания) на безвозмездное пользование (для временного), исключив тем самым возможность оформления комнат в частную собственность - например, путем последующей приватизации или выкупа.
София понимала, что ее права нарушены, поэтому обратилась в суд и во второй инстанции выиграла дело: распоряжение администрации и решение Жилищного комитета были признаны незаконными.
Это означало, что в течение 30 дней с момента вынесения постановления Комитет был обязан предоставить гражданке жилые помещения по договору купли-продажи. Однако вместо этого Софии Валерьевне предложили вновь обратиться со всем пакетом документов в «Горжилобмен» за государственной услугой, добавив тем самым дополнительные бюрократические сложности и увеличив срок принятия решения по вопросу до 55 дней.
Недовольная таким положением дел София Валерьевна обратилась к Уполномоченному по правам человека.
Проанализировав ситуацию, Светлана Агапитова направила ходатайство Прокурору Санкт-Петербурга Виктору Мельнику с просьбой провести проверку правомерности требований о предоставлении документов в рамках государственной услуги и возможного бездействия по исполнению судебного постановления.
После того, как руководство надзорного органа обратилось за разъяснениями в правительство города, Вице-губернатор Евгений Разумишкин сообщил, что вопрос выкупа комнат не двигается с места … из-за запрета на регистрационные действия. И пока его не отменят, апелляционное решение исполнено не будет.
Светлана Агапитова: «Как выяснилось, запрет был наложен по инициативе самой Софии Валерьевны, которая опасалась, что, пока идет судебное разбирательство, спорные помещения могут быть переданы третьему лицу. Снять запрет может как она сама, так и руководство государственного органа.
По имеющейся у нас информации, Жилищный комитет Санкт-Петербурга уже занялся решением данного вопроса и обратился в районный суд. Заседание назначено на следующую неделю. Надеюсь, никаких неприятных неожиданностей больше не возникнет, и комнаты, наконец, будут переданы нашей заявительнице – как и положено по закону».
*Данные изменены.
*В соответствии со ст. 59 ЖК РФ.