К петербургскому Уполномоченному обратилась группа студентов. Они попросили Светлану Агапитову помочь в разрешении ситуации, сложившейся из-за отказа вуза предоставить им 100% скидку на обучение. Три года они ее получали и считали, что имеют на это право. А вот образовательное учреждение вдруг посмотрело на положение дел иначе. Конфликт с вузом возник у молодых людей, проходящих обучение по образовательной программе «Психология конфликтного поведения»…
«Незаконно обогатившиеся»
Обратившиеся к Уполномоченному студенты в 2019 году поступили в Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы по договору на оказание платных образовательных услуг. В первый год обучения за «высокие индивидуальные достижения» им была предоставлена скидка в размере 100% стоимости обучения. Ее оформили дополнительным соглашением. Процедуру повторили на втором и третьем курсе. То есть ребята фактически учились бесплатно. Однако в этом году что-то пошло не так.
Допсоглашения на 2022-2023 учебный год они подписали, но на руки им их не вернули. А через несколько месяцев пришло уведомление о том, что вопрос о предоставлении скидки будет рассмотрен Стипендиальной комиссией. Поскольку раньше ничего подобного не было, студенты попросили индивидуальной встречи с Проректором по молодежной политике. В беседе им рассказали, что в вузе была проверка, которая выявила незаконность, предоставлявшийся ранее скидки. Сославшись на Положение об оказании платных услуг, представитель образовательного учреждения сообщил, что ребята могут претендовать на скидку в размере от 5 до 20 %. Конкретную величину определит Стипендиальная комиссия. Кроме того, их уведомили, что вуз может подать на них в суд, как на «незаконно обогатившихся», с целью вернуть деньги за предыдущие годы.
Сочтя такой подход несправедливым, студенты написали заявление Уполномоченному по правам человека, отметив, что «при поступлении было сказано, что условия скидки предоставляются на все года обучения».
А была ли скидка?
За разъяснениями Светлана Агапитова обратилась к ректору Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы и Председателю Комитета по социальной политике, поскольку ведомство является учредителем вуза. Опираясь на предоставленную студентами информацию, Уполномоченный попросила объяснить причины изменения условий предоставления скидки на обучение на последнем курсе и оказать будущим специалистам все возможное содействие.
Первым откликнулось образовательное учреждение. В объемном ответе были даны исчерпывающие пояснения со ссылками на все нормативные документы. Ситуация оказалась несколько сложнее, чем виделась студентам.
Изначально Положение об оказании платных услуг, действовавшее в 2019 году, предусматривало предоставление 100% скидки только «для поступающих, имеющих высокие индивидуальные достижения на предыдущем этапе обучения». Естественно, что она давалась только на первый год, поскольку студенты имеют статус «обучающийся», а не «поступающий». Этим же документом регламентирован порядок индивидуального снижения размеров оплаты для обучающихся и оговорены случаи, в которых можно претендовать на эту меру поддержки. 100 % скидок для этой категории не предусмотрено вовсе.
Подмахнул не глядя
Тогда возникает вопрос: а как же студентов освобождали от платы на втором и третьем курсе? Оказывается – ошибочно… Причиной тому послужило «отсутствие управления со стороны прежнего руководства Института». Такая вот неуправляемая скидка…
Инициированная новым ректором проверка выявила многочисленные нарушения в предоставлении скидок на обучение. Оказалось, что помимо 8 студентов, обратившихся к Уполномоченному, ошибочно-бесплатно изучали конфликтологию еще 31 человек. Готовил допсоглашения ведущий специалист бухгалтерии, а подписывал проректор по учебной работе. По какой причине они «наказали» свой вуз на значительную сумму недополученной прибыли – точно неизвестно. В своей объяснительной бухгалтер просто констатирует, что не согласовывал подготовленные документы ни с юристом, ни с непосредственным руководителем. А из записки проректора по учебной работе следует, что соглашения он просто «подмахнул не глядя», поскольку ему их принесли большими пачками, не разложенными на отдельные «сектора». Как сообщил ректор Института Алексей Балашов, оба сотрудника уволены…
Таким образом, руководство вуза вполне справедливо считает, что никакого ущемления прав студентов допущено не было: «невозможно лишить лицо права, которое он приобрел с нарушением действующего порядка». В тоже время, институт официально заверил Уполномоченного, что «не планирует взыскивать со студентов средства, сэкономленные ими на неоплате обучения за два года».
Как продержаться «платный» год?
Кроме того, понимая сложную ситуацию, в которой оказались студенты, рассчитывавшие отучиться и следующий год бесплатно, предложил им воспользоваться возможностями получения скидок, предусмотренных Положением. Также их проинформировали о существовании помесячной оплаты, что не потребует значительной суммы единовременно.
Позицию подведомственного вуза подтвердила в своем ответе и Председатель Комитета по социальной политике Елена Фидрикова. В качестве мер поддержки они предложили со стороны Института содействие в трудоустройстве и в оформлении образовательного кредита.
«Конечно, ребята оказались в непростой ситуации, и вуз тут действительно не виноват, - говорит Светлана Агапитова. – Если разобраться, им даже повезло – из-за непрофессиональной работы сотрудников, студенты были два года освобождены от платы, не имея на то оснований.
А самый важный урок, который всем нужно вынести из этой истории – внимательно изучайте документы, регламентирующие ваши права и обязанности. Во-первых, чтобы знать на что рассчитывать в будущем. Во-вторых, при возникновении конфликта – иметь возможность аргументировано отстаивать свою позицию. И то, что зафиксировано в документе, будет гораздо весомее, чем просто воспоминание о том, что при поступлении кто-то что-то сказал или пообещал.
Хорошо, что руководство учреждения спорную ситуацию с взысканием недополученных средств, трактовало в пользу ребят, мне кажется это справедливо. Надо только найти возможность продержаться еще год. Кстати, предложение содействия в трудоустройстве – очень неплохой вариант. Все- таки, для специалистов по разрешению конфликтов практика имеет большое значение».