Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Практика личных приемов в местах лишения свободы началась с «Яблоневки»

14 апреля 2023

В Исправительной колонии №7, также известной, как «Яблоневка», Светлана Агапитова провела личный прием граждан, отбывающих наказание. Все отряды были оповещены заранее о дате и времени. В общей сложности 12 человек выразили желание обратиться к петербургскому Уполномоченному со своими вопросами и проблемами.

В прошлом году, знакомясь с работой исправительных учреждений, Светлана Агапитова заметила, что совмещать подобные выезды с личными приемами невозможно. В такой обстановке и «на бегу» внимательно выслушать человека и разобраться в проблемах очень сложно. Поэтому приемы Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата должны проводиться отдельно с предварительным информированием заключенных. Внедрять эту практику начали с «Яблоневки».

Вместе со Светланой Агапитовой граждан, отбывающих наказание, принимали сотрудники аппарата Уполномоченного, представители колонии и помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Елена Кузнецова. Однако перед началом работы заключенных предупредили, что, если у кого-то есть потребность пообщаться без представителей уголовно-исполнительной системы – нужно об этом сообщить. Один из осужденных, действительно, изъявил такое желание.

Трое граждан пожаловались на проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи. В присутствии представителя медслужбы колонии были запланированы действия по разрешению этих ситуаций.

Два человека рассказали о том, что не могут оформить паспорта и российское гражданство. Они родились в союзных республиках бывшего СССР, но на момент его распада, находились в России. Сотрудник социальной службы колонии пояснила, что в данный момент органы внутренних дел проводят проверку для установления личности. Однако тут выяснилась еще одна сопутствующая проблема. После оформления паспорта заключенный не может его получить, так как требуется личное присутствие. Доставлять его в отдел сотрудники УФСИН не имеют права, а ехать в колонию полицейские отказываются. По истечении определенного времени документ уничтожается ввиду неявки получателя. Если осужденный не успевает до этого освободиться, он вновь остается без паспорта.

О давлении со стороны других заключенных заявили двое. Со слов одного, его заставляют отдавать часть зарабатываемых в колонии денег в натуральном выражении – сигаретах и продуктах питания. Второй считает, что его лишают возможности продемонстрировать его стремление к исправлению. Он усердно трудится, дополнительно помогает в колонии с ремонтными работами, а ему не выносят поощрений, которые очень важны при рассмотрении заявления о переводе в исправительный центр. Более того, когда узнали, что он хочет пожаловаться – наложили взыскания по надуманным поводам. Представители УФСИН заверили Уполномоченного, что внимательнейшим образом разберутся в этих ситуациях так, чтобы с заявителями не сводили счеты.

Не знает, как пожаловаться на своего адвоката заключенный, который случайно выяснил, что не была подана кассационная жалоба, хотя такая договоренность была. Из-за этого пропущен срок подачи. Ему объяснили, что о непрофессиональной работе адвоката нужно обязательно сообщить в коллегию, где он состоит. Также можно в судебном порядке восстановить срок подачи кассационной жалобы.

Были жалобы на работу судебных приставов и налоговую службу. Заключенным дали подробные разъяснения как им действовать в сложившихся обстоятельствах.

Двое осужденных обратились к Светлане Агапитовой, памятуя о том, что долгое время она была Уполномоченным по правам ребенка. Проблемы возникли у их несовершеннолетних родственников и касались оформления опеки и жилищного вопроса. В одной ситуации Светлана Агапитова предложила прийти на прием супруге осужденного со всеми документами. Во второй было достаточно консультации.

Проблемы, прозвучавшие на приеме, которые требуют вмешательства сотрудников УФСИН, останутся на контроле Уполномоченного до их разрешения.

«Конечно, требует отдельного изучения вопрос с выдачей паспорта заключенным, - говорит Светлана Агапитова. – Это очень странный подход. Если уж сотрудники социальной службы колонии провели определенную работу и документ сделан – почему бы его не привезти по месту отбывания наказания? Ведь даже в период заключения он может понадобиться, например, для вступления в наследство.

К тому же, по сути, оформление паспорта – это первый и важный шаг к возвращению в социум. А тут получается, что его лишают. У освободившегося из мест лишения свободы и так хватает проблем, а он, вместо трудоустройства, будет вынужден заниматься восстановлением паспорта. И где гарантия, что за это время он вновь не свернет в сторону криминала?»


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00