Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова и главный врач Городского противотуберкулезного диспансера Александр Пантелеев, являющийся также главным внештатным специалистом-фтизиатором Комитета по здравоохранению, провели совместную горячую линию по вопросам о туберкулезе, его лечении и профилактике. За четыре часа успели ответить на 15 телефонных звонков, 9 из которых были жалобами, а шесть требовали исключительно разъяснений.
От аппарата Уполномоченного телефонные консультации вели начальник отдела адресной помощи Светлана Раковская и Людмила Вахрушева, специализирующаяся на защите медицинских прав, от Городского противотуберкулезного диспансера – заместитель главного врача по медицинской помощи Денис Воронов и начальник медико-социальной службы Илона Кейзер.
Ликбез
Один молодой человек тревожно и дотошно расспрашивал, как ему защититься от туберкулеза, и, конечно, получил развернутые ответы с элементами психологического консультирования, прежде всего о том, что это социально опасное заболевание предотвратимо и излечимо.
Еще один юноша выяснял противопоказана ли военная служба по контракту переболевшим и нужно ли предоставлять справку, что не заразен, в военкомат. «Противопоказаний нет, справка не нужна», - ответили ему по телефону горячей линии.
Кстати, противопоказаний, точнее запрета заниматься профессиональной деятельностью, уже давно нет ни для учителей, ни для врачей, переболевших туберкулезом и вылечившихся.
Двое дозвонившихся переехали в Петербург из других регионов (Московской и Кемеровской областей). Они интересовались можно ли и куда обращаться, чтобы продолжить здесь диспансерное наблюдение, если нет постоянной регистрации. Можно и даже необходимо обратиться в ближайший к месту проживания противотуберкулезный диспансер (их в нашем городе 13), написать заявление на имя главного врача и получать всю необходимую медицинскую помощь, реабилитацию и лекарственные препараты без постоянной регистрации в Петербурге.
Кстати, петербуржцы тоже могут наблюдаться не только в противотуберкулезном диспансере по месту регистрации, но и в том, который ближе к их фактическому месту проживания.
Пациент одной из туберкулезных больниц сообщил на горячую линию, что является обвиняемым по уголовному делу. Он спрашивал, как получить справку о том, что он совершил противоправные действия в состоянии невменяемости, так как якобы не отдавал отчет своим действиям из-за заболевания (туберкулеза мозга).
Ему объяснили, что делать, чтобы получить помощь адвоката, который и должен выстроить тактику защиты. Запрашиваемого же медицинского заключения никто в туберкулезной больнице ему дать не может, для этого нужно проводить экспертизу, санкционированную либо следствием, либо судом по ходатайству защиты.
Был и еще один звонок про справку. От бдительной бабушки. Она с возмущением сообщила, что в противотуберкулезном диспансере № 15 ей пытались отказать в выдаче справки о том, что ее несовершеннолетний внук не заразен и может продолжать занятия плаванием. Мальчик наблюдался в ПТД, так как находился в контакте с заболевшим. У бабушки на руках были все необходимые документы и генеральная доверенность от обоих родителей, которые в настоящее время в отъезде, но в диспансере заявили, что справку дадут только маме. Бабушка оказалась не робкого десятка и получила справку без посторонней помощи, но позвонила, чтобы предотвратить нарушения прав других граждан. Она попросила провести правовой ликбез в районных ПТД.
Сотрудники аппарата Уполномоченного и главный фтизиатр города пообещали проинформировать диспансеры о том, кому и на каких основаниях можно выдавать медицинские документы детей, находящихся на диспансерном наблюдении по туберкулезу.
Жалобы
Остальные вопросы, поступившие на горячую линию, были, к сожалению, жалобами.
Самой тревожной стала информация о перебоях с двумя лекарственными препаратами во 2-й туберкулезной больнице. По словам двоих дозвонившихся, им из-за этого предложили изменить схему и тактику лечения либо продолжить прежнее в другом стационаре.
Об отсутствии лекарств на горячую линию также сообщил руководитель общественного объединения пациентов с туберкулезом Никита Ковшиков.
Александр Пантелеев сразу позвонил главному врачу больницы, и когда от него услышал, что двух лекарств действительно в наличии нет, предложил оперативное содействие в решении данной проблемы.
Был звонок и от заявителя, уже известного как сотрудникам аппарата Уполномоченного, так и многим петербургским фтизиатрам. Он продолжает говорить о том, что получаемое им лечение не помогает (прошел более двух курсов – самыми эффективными в настоящее время препаратами первой и второй линии).
Как и трое дозвонившихся ранее, мужчина сообщил об отсутствии лекарств во 2-й больнице и вновь пожаловался на неэффективную, по его мнению, тактику назначенного ему лечения, настаивая на необходимости проведения другой.
Проконсультировал пациента главный фтизиатр города, рекомендовав не прерывать назначенный ему очередной курс. Удалось ли ему убедить гражданина, неизвестно. Главное, по мнению специалистов, чтобы прием препаратов продолжался. По словам Александра Пантелеева и его коллег, положительная динамика у пациента есть, что внушает осторожный оптимизм. Хотя случай, безусловно, сложный.
Женщина, представившаяся Ольгой, жаловалась на «неполноценное и неразнообразное» питание в городских туберкулезных стационарах. В каких конкретно, она уточнять почему-то не стала, но попросила обратить на это внимание Уполномоченного и главного фтизиатра.
По словам еще одной женщины, ей по неизвестным причинам отказали в лекарственном обеспечении в ПТД № 16 Кировского района. Она уточнила, что ранее длительное время находилась в туберкулезной больнице и была разлучена с семьей, а сейчас не может продолжить лечение амбулаторно. Данная информация, требующая дополнительной проверки, была взята Светланой Агапитовой и Александром Пантелеевым на «личный контроль».
Одна из пациенток 2-й больницы сообщила, что лечится там больше полугода и находится в тяжелом психологическом состоянии из-за разлуки с семьей и друзьями. Состояние это, по ее словам, ухудшается, так как помощи психолога в больнице нет. Илона Кейзер подтвердила, что в штат туберкулезных больниц не входят психологи, несмотря на то, что их помощь очень нужна многим пациентам. Начальник медико-социальной службы Городского противотуберкулезного диспансера сказала, что психологическую помощь по телефону можно получить у них. Она рекомендовала пациентке обратиться на горячую линию ГПТД: +7 (953) 142-88-96 (9.00 — 15.00, по будням).
Еще один звонок касался отсутствия возможности полезно проводить время в туберкулезных стационарах, где люди зачастую находятся полгода и более. Получили препараты с утра и до вечера «свободны», никакого досуга, даже библиотеки (из-за риска распространения инфекции через книги).
«Сложности с организацией в таких больницах досуга, дополнительного обучения, мастерских и т.д. существуют, так как туберкулез – это опасное инфекционное заболевание, однако это не значит, что не нужно делать для пациентов вообще ничего, кроме лечения, – прокомментировала ситуацию Светлана Агапитова. – Вот почему кому-то нужен психолог, а кто-то сбегает из стационаров с открытой формой туберкулеза. Будем обсуждать с фтизиатрами, какой досуг, онлайн-курсы можно организовать, а также как оперативно создать круглосуточную городскую горячую линию по психологической помощи пациентам с туберкулезом, и чем я и мои сотрудники тут можем помочь. Со всеми остальными жалобами, которые требуют проверки, тоже будем разбираться. В первую очередь - с отказами в лекарственном обеспечении».
***
Законодательством предусмотрено принудительное лечение от туберкулеза тех, кто представляет опасность для общества и уклоняется от добровольное терапии, но обеспечительных мер (клиник из которых нельзя выйти до выздоровления) не существует.
Есть категория больных, являющихся выделителями бактерий с лекарственной устойчивостью и не желающих находится в больнице.
Подробнее об этой проблеме читайте здесь
В сообществах Уполномоченного по правам человека в социальных сетях был проведен опрос «Нужны ли в Санкт-Петербурге закрытые клиники для больных туберкулезом, которые уклоняются от лечения?»
Результаты ожидаемы. По состоянию на 15.45 27 октября 2023 года подавляющее большинство проголосовавших – за закрытые клиники. В телеграм-канале Уполномоченного так считают 86 % опрошенных, в сообществе «Защита прав человека в Петербурге» ВКонтакте – 90,5%, а в «Одноклассниках» – 100 %.
Голосование продолжается, об его итогах Светлана Агапитова проинформирует руководство Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.