25.04.2014
К Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову обратился гражданин Р., который сообщил, что в результате допущенной миграционной службой ошибки его жену, гражданку Узбекистана, имеющую вид на жительство в Российской Федерации до июня 2018 года, лишили права въехать на территорию нашей страны. В Петербурге женщину ждали муж и трое несовершеннолетних детей – граждане Российской Федерации.
В декабре 2013 года гражданка Р. уехала в Фергану на похороны родственницы, а когда вернулась, при прохождении таможенного контроля в аэропорту Пулково-1 ей сообщили, что ее имя содержится в базе данных лиц, которым запрещен въезд на территорию России, и ближайшим рейсом отправили обратно в Узбекистан.
По словам заявителя, его жена легально проживала в Санкт-Петербурге, работала акушеркой в СПбГБУЗ «Женская консультация № 40» и миграционного законодательства не нарушала.
До обращения к Уполномоченному гражданин Р. безуспешно пытался выяснить причины случившегося в различных отделах Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
«Я остался один с нашими тремя несовершеннолетними детьми, младшему из которых едва исполнилось шесть лет. Кто объяснит моему младшему сыну, куда пропала его мама и когда она вернется домой? Мне самому не ясно до сих пор, когда проблема с возвращением моей жены в Россию будет решена. Теперь передо мной стоит одна задача – воссоединить семью», - написано в обращении к омбудсману.
После проверки поступившей информации Александр Шишлов инициировал принятие оперативных мер по восстановлению нарушенных прав членов семьи Р. УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области провело дополнительное расследование обстоятельств данного инцидента, и въезд на территорию Российской Федерации гражданки Р. был разрешен.
Подобные случаи разъединения семей иностранных граждан на территории Санкт-Петербурга, к сожалению, нередки. Так, еще в августе 2013 года к Уполномоченному обратилось общественное объединение «Правозащитное движение Бир Дуйно Кыргызстан», представлявшее интересы гражданина Кыргызской Республики 17-летнего С., разлученного со своей матерью М.
С 2010 года семья проживала в Санкт-Петербурге. Гражданка М. имела в России разрешение на работу, а ее сын учился в школе, пребывая в России на основании миграционной карты. Каждые 90 дней мать вывозила сына за пределы Российской Федерации, чтобы при очередном въезде получить для него миграционную карту сроком действия 90 дней. Летом 2013 года въезд в Россию сыну М был запрещен. Мать была вынуждена остаться в Санкт-Петербурге, а сын вернуться в Кыргызстан, где его приютила организация-заявитель.
После запроса Уполномоченного в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в сентябре 2013 г. подростку разрешили въезд в Россию.