Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Правовой ликбез: «Несёт ли гостиница ответственность за сохранность вещей постояльца?»

07 августа 2024

«При заселении в гостиницу администратор сразу предупредила нас, что они не несут ответственности за сохранность вещей, оставленных в номере. И даже показала правила предоставления услуг, где прописан данный пункт. Насколько это правомерно и как быть, если что-то пропадет?», - спрашивает петербурженка Алевтина Уполномоченного по правам человека.

Юристы аппарата Светланы Агапитовой не только дали разъяснения заявительнице, но и подготовили инструкцию для путешественников на случай непредвиденных обстоятельств.
Сразу оговоримся, что речь пойдет о гостиницах и отелях, расположенных на территории Российской Федерации, где действует законодательство нашего государства. В других странах правовые подходы могут отличаться. И, перед тем, как собираться в дорогу, лучше с ними ознакомиться.


Отвечает ли гостиница за сохранность вещей?


Если кратко, да. В соответствии со ст. 925 ГК РФ*, гостиница, как хранитель, отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, внесенных на ее территорию.

! Никакие внутренние правила и объявления ответственности с организации не снимают. Гостиница при любых обстоятельствах обязана компенсировать понесенный постояльцем ущерб (кроме исключительных случаев).


С какого момента начинается ответственность гостиницы?

Буквально, с порога. Организация несет ответственность за имущество постояльца начиная с того момента, как гость:

✔️внес вещи на территорию;
✔️передал работникам организации;
✔️оставил в специальном месте для хранения (гардероб, камера, арендованная ячейка и т.д.).

Данные нормы распространяются в том числе на мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории и другие подобные организации. Даже если с проживающим лицом не заключалось на этот счет особое соглашение.
Исключение - деньги (в т.ч., валюта), ценные бумаги, драгоценности. За эти вещи гостиница отвечает только тогда, когда приняла их на ответственное хранение, заключив с хозяином имущества письменный договор.

! Если ценности пропадут из сейфа (ячейки и т.д.), гостиница может снять с себя ответственность только в двух случаях: доказав, что доступ к сейфу (камере хранения) имелся исключительно у самого постояльца или имущество было утрачено (повреждено) вследствие обстоятельств непреодолимой силы.


Пропали вещи. Что делать?

Первым делом – заявить в полицию и проинформировать о произошедшем руководство гостиницы. Кража – уголовное преступление. Если злоумышленники незаконно завладели вашим имуществом, в ситуацию должны вмешаться правоохранительные органы. Поэтому следует:

✔️позвонить по номеру 112;
✔️дождаться прибытия сотрудников полиции;
✔️подать заявление о краже.

! Согласовывать с администрацией гостиницы подачу заявления не обязательно.

Заявление пишется в свободной форме. В нем нужно подробно рассказать об обстоятельствах случившегося и описать похищенное. Полицейские должны самостоятельно провести опрос сотрудников организации и запросить записи с камер видеонаблюдения (при наличии).

! Даже если гость не закрыл перед уходом дверь, это не повод перекладывать на него ответственность – кража из незапертого помещения не перестает быть кражей.

После подачи заявления нужно получить в дежурной части территориального органа МВД России талон-уведомление и расписаться на талоне-корешке.

Как правило, решение по поданному заявлению принимается в течение трех суток со дня его поступления. Срок проверки может быть продлен до 10 суток (и прокурором по ходатайству органа дознания до 30 суток).
Отказ в приеме заявления гражданин вправе обжаловать через прокуратуру или суд.

! Обращение в полицию требуется не только для того, чтобы найти злоумышленников. Заявление подтверждает факт кражи.


Гостиница не хочет возмещать убытки. Что делать?

Гостиница несет ответственность за сохранность вещей постояльца на своей территории. И, в случае утраты (или повреждения) имущества, должна возместить ущерб. Но что делать, если организация отказывается выполнять свои обязанности?

Для начала, постояльцу нужно составить официальную претензию, подробно расписав, что именно пропало и какой материальный ущерб был причинен. К претензии следует приложить документы, подтверждающие проживание в гостинице, талон-уведомление из правоохранительных органов, чеки из магазинов для определения стоимости вещей (НО: учитывайте износ).

Претензию можно направить заказным письмом либо передать в администрацию гостиницы. Этот документ составляется в двух экземплярах: один - для организации, второй постоялец оставляет у себя.

! Администратор, принявший документ, должен проставить на вашем экземпляре соответствующую отметку, дату и подпись.

Если гостиница проигнорирует претензию или откажется добровольно возмещать ущерб, постоялец может обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей. При сумме требования в пределах 100 тысяч рублей дело рассматривается мировым судьей, если сумма больше – в районном суде.

Как показывает практика, чаще всего суды поддерживают пострадавших постояльцев. Однако любое судебное разбирательство отнимает много сил, времени и энергии. И прежде чем переводить диалог с гостиницей в эту плоскость, нужно постараться урегулировать вопрос «по-хорошему» - чтобы расстаться с гостиницей на приятной ноте и окончательно не испортить себе впечатление от отдыха.


*Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)
 
Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00