31.05.2019
Сегодня Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов провел первое заседание межведомственной рабочей группы по содействию реализации прав иностранных граждан и их детей.
В состав межведомственной рабочей группы вошли представители ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, прокуратуры Санкт-Петербурга, Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Комитета по здравоохранению, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики, органов опеки, общественных организаций, оказывающих социальную и правовую помощь мигрантам, и др.
Поводом для создания группы стала ситуация с задержанием и разлучением с малолетними детьми семьи Хуссайнхель из Афганистана, ищущей временное убежище в Российской Федерации. После вмешательства омбудсмена при оперативном содействии Комитета по здравоохранению, прокуратуры Красносельского района семья воссоединилась, Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было принято решение о предоставлении им временного убежища сроком на год.
По оценкам Александра Шишлова, при задержании афганской семьи правоохранительные органы, в нарушение требований Конвенции о правах ребенка, не исходили из лучших интересов малолетних детей. Для предупреждения трагедий, подобных смерти в 2015 году разлученного с матерью младенца Умарали Назарова, необходимо, чтобы сотрудники органов внутренних дел имели четкое представление о необходимых и законных действиях в подобных случаях. В отличие от УПК РФ действующий КоАП РФ не предусматривает какого-либо порядка обеспечения присмотра за детьми, оставшимися без попечения родителей на период привлечения их к административной ответственности. Следовательно, в отсутствие специального регулирования должно применяться общее законодательство, не допускающее отобрание ребенка без судебного решения иначе как при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Первостепенные задачи созданной при петербургском омбудсмене межведомственной группы – содействие изменению практики изъятия несовершеннолетних детей у административно задержанных за нарушение миграционного законодательства иностранцев по актам о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка; разработка рекомендаций по установлению порядка обеспечения присмотра за детьми административно арестованных иностранных граждан.