Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Прием в Психоневрологическом интернате №3: квартирный вопрос, дееспособность, тротуар и… падающая ширмочка

24 октября 2023

Очередной выездной прием петербургского Уполномоченного состоялся в Психоневрологическом интернате №3, расположенном в Петергофе. Это одно из крупнейших по численности учреждений данного профиля. Светлана Агапитова пообщалась со всеми, кто пришел попросить о помощи. Наряду с вопросами индивидуального характера звучали общие проблемы, как например отсутствие тротуара, ведущего от автобусной остановки к учреждению.

Психоневрологический интернат №3 располагается уединенно в зеленой зоне Петродворцового района. Рассчитан он на 1051 место. Хотя в свете происходящих реорганизаций, направленных на разукрупнение подобных учреждений, со следующего года ресурс будет снижен до 996. До настоящей малокомплектности, конечно, еще далеко, но надо же с чего-то начинать.

Директор интерната Теймураз Чеминава сообщил, что статус «дееспособный» имеют около трети проживающих, хотя не все ему соответствуют в привычном понимании. Что касается возвращения права распоряжаться собой, то с этим есть сложности. За минувший год двоим из трех претендентов, желающих доказать свою состоятельность было отказано в восстановлении дееспособности.

Трудоустройство проживающих – задача не из легких, однако сотрудники интерната оказывают посильное содействие в этом вопросе. Из 60-ти трудящихся, 42 работают за пределами учреждения.

Также проживающие участвуют в проекте Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», которая разработала и внедрила систему создания специальных рабочих мест для людей с особенностями здоровья. Подопечные интерната занимаются растениеводством и лозоплетением.

Сотрудничает учреждение и с областным Мультицентром социальной и трудовой интеграции, расположенном во Всеволожске, который обучает профессиям людей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам. Несколько человек уже прошли там подготовку и трудоустроены. Также рассматривается возможность организации обучения на базе интерната.

Проще – не значит лучше

О дне приема петербургского Уполномоченного проживающих оповестили заранее, развесив соответствующие объявления. Желание пообщаться со Светланой Агапитовой изъявили 15 человек.

У нескольких подопечных выявилась проблема, с которой уже столкнулись во время аналогичного мероприятия в Центре социальной реабилитации ПНИ №6. Взрослые люди, имевшие в свое время право на обеспечение жильем в качестве детей-сирот, стоят сейчас на учете нуждающихся, как инвалиды. Между тем, если тогда они квартиры не получили, то сейчас могут претендовать на обеспечение из спецжилфонда. Этот путь для желающих обрести отдельное жилище несоизмеримо короче. Раньше это право восстанавливалось в судебном порядке, но потом соответствующие нормы были закреплены в законодательстве. Однако социальные работники психоневрологических интернатов не в курсе этих изменений.

Поскольку ситуация носит системный характер, петербургским Уполномоченным будет направлено письмо в Комитет по социальной политике с предложением подготовить разъяснения и практические рекомендации для администраций подведомственных учреждений.

Для некоторых проживающих жилье – это заветный «золотой ключик», открывающий дверь в самостоятельную жизнь. Они понимают, что «там все не так просто», и «все придется делать самостоятельно», но очень хотят попробовать. Об этом, например, говорили пришедшие на прием супруги, которые уже почти 10 лет вместе. А когда Светлана Агапитова поинтересовалась: «Зачем? Здесь же – проще». Они объяснили: «Проще. Но самим – лучше».

Связанный с этим и характерный для всех психоневрологических интернатов вопрос – восстановление дееспособности. Хорошо знакомая петербургскому Уполномоченному женщина пожаловалась, что ей отказали в очередной раз. Несмотря на то, что проблемы в развитии у нее есть, специалисты интерната не считают ее неспособной к самостоятельной жизни. Однако экспертиза с этим не соглашается. Светлана Агапитова предложила попробовать восстановить хотя бы ограниченную дееспособность и попросить о сопровождении сотрудников благотворительной организации «Перспективы» с которой учреждение сотрудничает.

Трудный участок жизни

Еще одну озвученную проблему также можно считать массовой, но она уже местного значения. Несколько человек пожаловались на отсутствие пешеходного тротуара вдоль дороги, ведущей к железнодорожной станции. Действительно, там узкая проезжая часть и почти нет обочины. Единственный рейсовый автобус ходит буквально несколько раз в сутки. Пройти расстояние в три километра, конечно, можно, но это совсем небезопасно, особенно в темное время суток. Если пешеход еще как-то может переждать на обочине появившийся автомобиль, то для человека, перемещающегося на коляске это почти невозможно.

Первым об этом Уполномоченному рассказал Евгений, который работает в интернате. Живет он уже отдельно, но в силу особенностей здоровья передвигается на коляске. Поскольку ездит он из поселка Шушары, для него данный вопрос крайне актуален. Эти три километра дороги остались практически единственным участком жизни, к которому он не адаптировался. Раньше еще «высокий этаж» его жилища очень пугал, но сейчас уже и к этому привык…

Его собрат по преодолению коварной магистрали, напротив – живет в интернате, а работает в жилищном агентстве. И тоже мечтает о тротуаре. Заодно поделился, что в детстве хотел стать директором завода. Теперь понимает, что достаточно – поваром или слесарем… И жить самостоятельно очень хочется попробовать… Но сейчас самое главное – пешеходная дорожка.

Официальную переписку с различными инстанциями по поводу тротуара администрация интерната ведет уже очень долгое время, но перспектив не просматривается. Сузить проезжую часть уже некуда, а расширение обочины связано с вырубкой деревьев парковой зоны и согласовать такое решение никто не берется… Светлана Агапитова пообещала выяснить все обстоятельства этой непростой задачи и попытаться найти какой-нибудь выход. Все-таки речь идет о безопасности людей, в жизни которых итак хватает преград, а также тех, кто помогает им жить со смыслом и интересом.

Кому – кисть со шпателем, кому – смартфон

В процессе приема были затронуты и вопросы образования. Мужчина, окончивший Мультицентр социальной и трудовой интеграции, получил профессию уборщика и успешно реализовывает свои навыки в интернате, работая по специальности. В последнее время все чаще стал задумываться о расширении своих умений и компетенций. Его давняя мечта – стать маляром штукатуром. Если разобраться, то это вполне логичное развитие карьеры: обе профессии помогают делать окружающее пространство чище, но специалист по отделке решает эту задачу на более высоком уровне… Представители социальной службы интерната выяснят – если перспективы открытия этого направления подготовки для граждан с ментальными особенностями.

А у другого проживающего образовательные сложности несколько иного уровня – он пытается освоить смартфон и не очень преуспевает в этом. «Я пытаюсь с ним поговорить, а он – не очень…», - так мужчина описал свои сложности во взаимоотношениях с гаджетом. При этом он считает устройство крайне полезным и хочет научиться им пользоваться. Теймураз Чеминава заверил, что вообще не проблема, поскольку в интернате работает компьютерная секция и есть хороший специалист. Его сориентируют сделать акцент на мобильных устройствах, чтобы все желающие смогли пройти такое обучение.

Не только чаяниями о самостоятельном проживании, карьерном росте и образовании живут в интернате. Были на приеме просьбы и предложения из области досуга.

Ну а на досуге…

Мужчина с супругой уже не первый год мечтают посетить Москву. «Очень хочется увидеть столицу нашей Родины… Сходить в Мавзолей…», - несколько смущенно обрисовал он цели путешествия. Тревожат его сложности финансового и организационного характера. Он и жена – оба работают, однако доходы достаточно скромные, а, как они предполагают – такая поездка обойдется недешево. Ехать самостоятельно – боязно, но захотят ли с ними связываться турфирмы – они не знают. Светлана Агапитова заверила любителя путешествовать, что узнает – есть ли сейчас общественные организации, которые могут организовать подобный тур.

О тяготении к культурному досугу говорила и пришедшая на прием женщина. Она не претендует на дальние поездки, ее устраивают даже выходы в окрестные парки, дворцы и музеи. «Я чувствую какая там благодать…», - мечтательно закрывая глаза объяснила она свою страсть. Женщина не лишена дееспособности и вполне может выходить одна – никаких препятствий для этого нет, кроме внутренних. Страх и неуверенность держат ее в пределах территории учреждения… В интернат она пришла сама – после того, как осталась одна и едва не погибла от затяжной депрессии. Сейчас уже получше, но страх остался… Организовать индивидуальное сопровождение в таких выходах учреждению, конечно не под силу. В настоящее время на отделение приходится лишь один соцработник. Специалисты пообещали поработать с женщиной, чтобы она могла самостоятельно гулять хотя бы в ближайших парках.

Любитель активного досуга пожаловался на то, что «турник низковат» для его роста. Да и вообще ему бы хотелось окунуться в бурную спортивную жизнь, в частности – стать чемпионом по плаванию. Оказалось, что молодой человек лишь недавно перевелся в интернат и еще не сориентировался. Ему объяснили, что на финальном этапе находится строительство уличного спортивного комплекса с беговой дорожкой и снарядами, где будет и турник. Что касается плавания, то тут чемпионского титула не обещали, но объяснили, как записаться на занятия в бассейн.

«Все хорошо, мне здесь нравится, но вот… ширмочка…», - взволнованно сообщила одна из проживающих.

«То есть?», - уточнила Уполномоченный, не вполне улавливая суть проблемы.

«Ну ширмочка падает, - пояснила женщина. – Чуть окно открыли и все! Понимаете? Это же невозможно», - сбивчиво пояснила она, испытывая явное смущение.

Из последующих расспросов стало ясно, что женщина занимается в театральном кружке. Там есть ширма для переодевания, которая, ко всеобщему сожалению, не отличается устойчивостью. Творческая общественность интерната справедливо опасается, что ненадежность такого рода закономерно приведет к конфузу – стыда не оберешься! Светлана Агапитова взяла обещание с администрации интерната о том, что «ширмочку» приведут в порядок, подобающий приличиям.

Свобода не снаружи, свобода – внутри

А вот лихо въехавший в приемную на коляске Ярослав ни на что жаловаться не собирался. Он планировал попросить помочь все с тем же пешеходным тротуаром. Он поделился, что беспокоится не только о проживающих, но и сотрудников.

«Их возит служебный автобус, но не все успевают и приходится идти. А там машины летят, как ветер. Я очень переживаю, ведь это наши близкие люди, которые дарят нам свою любовь», - объяснил он свои волнения.

Что же касается жизни в учреждении, то тут молодой человек не стеснялся своих положительных эмоций.

«Я вообще не понимаю, когда ругают наш интернат, мне это неприятно. Какие ограничения? Для меня это – свобода! Здесь есть все для реализации. У меня столько возможностей. Никуда уезжать отсюда я не хочу. Зачем?», - вполне искренне объяснил он свою позицию.

После завершения приема Светлана Агапитова побывала в лечебно-трудовых мастерских и посмотрела, как продвигается ремонт в отделении на первом этаже. Во время прошлого визита Уполномоченный обратила внимание на небезопасно торчащие трубы системы отопления. Эти замечания не забыли и устранили в процессе ремонтных работ.

«Спектр тем, о которых мы поговорили на приеме, конечно поражает, - делится впечатлениями Светлана Агапитова. – От таких серьезных и трудноразрешимых как возвращение дееспособности или жилье, до совершенно анекдотических, типа падающей «ширмочки». При этом я понимаю, что для каждого пришедшего его вопрос очень важен и отнестись к нему надо со всей серьезностью.

Также хочу отметить хорошую работу сотрудников ПНИ №3 с личными делами. Персональные проблемы, с которыми приходят проживающие, часто требуют различных оперативных уточнений. Практически на все вопросы мы получали ответы, необходимые документы тоже сразу можно было посмотреть. Видно, что это результат индивидуального подхода и постоянной работы с проживающими и с их ситуациями.

Радует и тот факт, что никто из пришедших на прием даже вскользь не высказал претензий к самому учреждению или к персоналу. Напротив, практически все отзывались очень тепло».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00