Практика проведения выездных приемов петербургского Уполномоченного продолжается и очередным учреждением, куда приехала Светлана Агапитова с коллегами стал Психоневрологический интернат №7 (ПНИ). Необычным в этот раз было то, что рассказать о своих трудностях пришел лишь один подопечный. Зато предоставленной возможностью пообщаться с Уполномоченным охотно воспользовались сотрудники интерната.
Кроме того, Светлана Агапитова обсудила со специалистами такие актуальные для этой сферы темы, как восстановление дееспособности, выход на самостоятельное проживание, отделения интенсивного развивающего ухода для молодых инвалидов.
Как и все многонаселенные учреждения этого профиля ПНИ №7 готовится к реорганизации, направленной на разукрупнение. С начала года количество предлагаемых мест снизится с 801-го до 751-го.
Сейчас в учреждении проживают 400 человек, являющихся дееспособными, 401 – не имеют этого статуса и двое частично ограничены в возможности распоряжаться своими правами и обязанностями. В трудоспособном возрасте находятся 476 проживающих.
Самостоятельность воодушевляет не всех
Имеют место работы на территории интерната 17 человек, за пределами – трое. Кроме того, 28 подопечных были охвачены сезонным проектом Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», которая разработала и внедрила систему создания специальных рабочих мест для людей с особенностями здоровья.
Невысокую трудовую занятость специалисты объясняют отсутствием мотивации. Стимулом может быть, например, желание выйти из стен учреждения на самостоятельное проживание. Но тех, кото не только хочет, но и может по состоянию здоровья это сделать – единицы. По оценкам сотрудников интерната, их не более двадцати. Возможно, это происходит потому что люди, привыкшие жить определенным образом, не очень представляют себе иных вариантов. Хотя, познакомившись с альтернативной реальностью, проживающие не всегда укрепляются в своем стремлении покинуть учреждение. Сотрудники ПНИ №7 рассказали, как несколько подопечных, проходя обучение в областном Мультицентре социальной и трудовой интеграции, будучи размещены в общежитие, имели возможность вкусить самостоятельности. После этого они решили, что оставаться в интернате для них предпочтительнее…
«Если в человеке видят только получателя соцуслуг – это не к нам»
Обсудили и практику интенсивного развивающего ухода для молодых инвалидов, с множественными нарушениями психического и физического здоровья. Такие отделения ориентированы на воспитанников детских домов-интернатов, переходящих во взрослую систему после достижения совершеннолетия. Они создавались для того, чтобы снизить уровень стресса, помочь адаптироваться к новым условиям жизни и обеспечить постепенный переход.
Сейчас на таком отделении в ПНИ №7 находится 67 человек. Светлана Агапитова поинтересовалась – насколько полезна такая практика и не правильнее бы было оставлять таких «взрослых детей» в своих учреждениях? Специалисты, опираясь на свой опыт, рассказали, что само по себе помещение во «взрослую» среду является стимулом для развития. Сложно повзрослеть, когда вокруг тебя дети. Однако плавность перехода и постепенная адаптация очень важны. Все-таки в условиях психоневрологического интерната понятия «взрослый» и «ребенок» достаточно условны.
О работе отделения интенсивного развивающего ухода в ПНИ №7 очень хорошо отзывались представители благотворительной организации «Перспективы», которая имеет значительный опыт в этой сфере. Исполняющий обязанности директора интерната Анастасия Большакова и заместитель по социальным вопросам Татьяна Климантова видят причины эффективной работы в тщательном подборе персонала. «Если в человеке видят только получателя соцуслуг – это не к нам», - объясняют специалисты секрет успеха.
Перед началом приема петербургский Уполномоченный заглянула на отделение интенсивного развивающего ухода. Там же реализовывается проект «бабушки и внуки» – совместное проживание и досуг разных поколений подопечных. Обстановка в комнатах здесь более уютная, есть зоны отдыха, игровые и сенсорные комнаты.
«Взрослые дети» охотно отрывались от своих занятий и встречали гостью объятиями, рукопожатиями, а иногда и смехом. Представители старшего поколения приветствовали Уполномоченного кратким, но емким отзывом об учреждении: «Живем как у Христа за пазухой!». Они с охотой рассказали о жизни в интернате, досуге и своих увлечениях. Одна из женщин не без гордости продемонстрировала домашних питомцев – целое семейство улиток.
Покидая отделение Светлана Агапитова пригласила на прием всех, кто желает рассказать о своих претензиях к учреждению. В ответ прозвучала фраза из старого анекдота: «Не дождетесь!»
Дееспособность: отобрать проще, чем вернуть
Из всех проживающих в интернате лично пообщаться с петербургским Уполномоченным пришел только один молодой человек. Он уже два раза претендовал на восстановление дееспособности, однако не проходил экспертизу. При этом специалисты ПНИ №7 считают, что он вполне способен проживать самостоятельно, ничего серьезнее педагогической запущенности и поведенческих проблем у него не наблюдали. Он был лишен дееспособности при выпуске из школы-интерната… К сожалению, подобные случаи не единичны.
В очередной раз для него будет подготовлен пакет документов, но перспективы хотя бы частичного восстановления дееспособности весьма туманны.
Кстати, когда Уполномоченный заходила в художественную студию, одна из увлеченно рисующих проживающих, тоже попросила помочь ей вернуть дееспособность. Ее документы тоже готовят для рассмотрения вопроса о восстановлении права распоряжаться собой.
Печальную историю другого подопечного рассказали сотрудники – сам юноша постеснялся прийти. Выяснилось, что с этой ситуацией Светлана Агапитова знакома, более того – с Савелием она встречалась сама, полтора года назад, когда он проходил обучение в Мультицентре социальной и трудовой интеграции, расположенном во Всеволожске. После этого, решение суда о лишении дееспособности было оспорено и ее восстановили с ограничениями. Однако органы опеки вновь настаивают на полном лишении. С чем связана такая непримиримая позиция структуры, которая должна выступать в интересах молодого человека – никто объяснить не может… Как и в предыдущем случае специалисты ПНИ №7 не видят в состоянии молодого человека ничего более серьезного, чем поведенческие особенности.
Петербургский Уполномоченный и сотрудники аппарата запросят всю необходимую информацию и будут отслеживать развитие событий.
Поскольку среди проживающих интерната желающие попасть на прием к Уполномоченному быстро исчерпались, возможностью воспользовались сотрудники. Им была необходима помощь и консультация в решении вопросов пенсионного обеспечения, назначения выплат, санаторно-курортного лечения.
«На мой взгляд это хорошая практика, когда на выездные приемы приходят не только подопечные учреждений, но и сотрудники, - считает Светлана Агапитова. – У них сложная и эмоционально затратная работа, и от того, как они ее делают зависит и благополучие проживающих. Мы выслушали всех желающих. Там, где достаточно консультации, мы разъясняем на месте, но иногда необходимо собрать дополнительную информацию, поработать над проблемой для ее решения.
Что касается с ситуациями восстановления дееспособности, то тут для меня есть странности. Не хочу подвергать сомнениям выводы экспертов, но в тоже время не очень понятно – почему не принимаются в расчет мнения специалистов, которые наблюдают своих подопечных в стенах учреждения длительное время?
Кроме того, я уже в который раз слышу об этой пагубной практике – лишения дееспособности при выпуске из школы-интерната. Учитывая, что восстановить ее потом крайне проблематично – это очень странная «путевка во взрослую жизнь».