Петербургский Уполномоченный продолжает практику проведения личных приемов граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. На этот раз Светлана Агапитова разбиралась с жалобами и претензиями в Следственном изоляторе №5. О приеме было объявлено заранее, и о своем желании на него попасть заявили 35 подстражных. Учитывая специфику именно этого учреждения, в основном это были женщины, однако и мужчины пришли рассказать о своих проблемах. Кроме того, побывал на приеме и один несовершеннолетний.
Значительная часть вопросов так или иначе была связана с детьми. Женщины, не являющиеся гражданками России, нуждались в правовой консультации о пребывании в местах заключения с ребенком.
Мама пятерых детей рассказала, что уже долгое время не может с ними увидеться из-за запрета, наложенного следователем. Уполномоченный обратится в районный следственный отдел за разъяснениями обоснованности такого ограничения.
Женщина, задержанная по подозрению в мошенничестве, уже почти полтора года не может зарегистрировать ребенка, рожденного от суррогатной матери. Спор с органами ЗАГС дошел до суда, который почему-то уже очень долго не выносит решение. Гражданка подозревает должностных лиц в волоките. Светлана Агапитова предложила дождаться решения суда, после чего будет понятно – требуется ли вмешательство Уполномоченного.
Осужденная, работающая в хозотряде изолятора, рассказала о том, что свекровь пытается лишить ее родительских прав. Она же напротив хочет видеться с ребенком и участвовать в его жизни, хотя бы общением и денежными перечислениями. Уполномоченный изучила имеющиеся документы и сказала, что уточнит всю картину происходящего в соответствующем органе опеки. Сам по себе факт пребывания в исправительном учреждении не является основанием для лишения родительских прав.
Из более общих проблем вновь обозначился вопрос с транспортировкой женщин, находящихся в изоляторе с детьми. При перевозке для участия в судебных заседаниях, конвойная служба отказывается брать их вместе. Получается, что ребенок на весь день остается в изоляторе без матери. Вопрос – кто должен нести ответственность за его жизнь и здоровье?
Еще в бытность Светланы Агапитовой Уполномоченным по правам ребенка, она сталкивалась с этим неурегулированным моментом. Но тогда проблема была лишь в отсутствии детских кресел, то есть в обеспечении безопасности. В конце 2017 года Светлана Агапитова в качестве новогоднего подарка отделению «Мать и дитя» СИЗО № 5 вручила два таких устройства для разного веса. Они до сих пор здесь и находятся в исправном состоянии. Однако сотрудники конвойной службы отказываются их устанавливать, ссылаясь на то что сидячие места в спецтранспорте не оборудованы ремнями безопасности и детские кресла не зафиксировать… Светлана Агапитова намерена вновь вернуться к урегулированию этого вопроса с подразделением полиции.
Ряд обращений касался медицины. Одна из подозреваемых нуждалась в прохождении медицинского обследования для подтверждения онкологического заболевания. Медслужба изолятора сообщила, что оно запланировано, а заключение будет передано в суд.
У другой женщины в передаче не пропустили специальный мяч, который ей необходим для реабилитации после заболевания неврологического характера. Помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Елена Кузнецова разъяснила, что подобный инвентарь должен быть указан в назначении врача, причем именно как средство реабилитации, тогда его можно будет передать.
Подследственная, находящаяся в изоляторе уже длительное время, нуждается в операции, которые проводят в Мариинской больнице. В январе медслужбой изолятора туда был направлен запрос, однако ответа до сих пор нет. Уполномоченный обратится по этому поводу в городской Комитет по здравоохранению.
О сложности с оформлением тех или иных документов сообщили несколько подстражных. Вопрос с затянувшейся паспортизацией и пенсией по инвалидности разрешат специалисты УФСИН. А с получением свидетельства о смерти сына помогут сотрудники аппарата Уполномоченного.
На бесплатных адвокатов жаловались представительницы бывших союзных республик. Претензии состояли в том, что с ними практически не общаются, не объясняют какие действия совершаются в рамках их уголовных дел, не дают необходимой правовой информации. Им объяснили, как подать официальную жалобу на адвоката и заявить ходатайство о замене.
Избранная мера пресечения не устраивает двух подследственных. Они считают, что было бы достаточно домашнего ареста. Однако, обстоятельства их дел не дают оснований считать, что ее можно изменить.
Квартирный вопрос, как всегда, волнует не только свободных горожан, но и тех, кто оказался под стражей. Одну из подследственных интересовали возможности продажи своей доли в квартире, которой они владеют совместно с матерью и братом. Другая волновалась не утратит ли она права наследования недвижимости от умершего мужа. Им дали необходимые разъяснения, с учетом положения в котором они находятся.
А вот несовершеннолетний молодой человек был озабочен тем, что не сможет сдать Основной государственный экзамен (ОГЭ). Недавно он был осужден и ожидает этапирования в Архангельскую воспитательную колонию. А на сдачу ОГЭ он зарегистрирован в Санкт-Петербурге. Если этап начнется до проведения экзамена, сдать его подросток не сможет. Ситуация нестандартная и разрешать ее нужно в «ручном режиме». Помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Елена Кузнецова взялась обсудить это с прокурором и образовательной организацией и попробовать найти выход.
Ну и совершенно экзотической можно назвать проблему о которой рассказал подследственный мужчина. Она заключается в том, что он лишен возможности гасить кредитные платежи из-за отсутствия паспорта. И это при том, что от своих финансовых обязательств он не отказывается и имеет возможность их выполнять. Его паспорт по каким-то причинам «приобщен к уголовному делу». Но беда в том, что и он уже не действителен – свой 45-й день рождения мужчина встретил в изоляторе. Обратиться за новым паспортом соцработники СИЗО не могут, так как прежний не утерян. Сотрудники УФСИН сами сталкиваются с такой ситуацией впервые, но обещали разобраться и в случае необходимости обратиться к Уполномоченному за содействием. Примечательно еще и то, что по словам подследственного, кредит в размере 4,5 миллионов рублей под 39% годовых он брал для того, чтобы оказать помощь ребенку с редким заболеванием…
Две подстражные женщины, приглашенные на прием по просьбе правозащитной организации, о личных интересах не говорили вообще. Они лишь высказали глобальные пожелания. Одна, явно имеющая инженерное образование и немалый опыт в эксплуатации зданий, подробно рассказала какие реконструкции и ремонтные работы надо провести в СИЗО №5. При этом она оговорилась, что это не претензии к руководству изолятора и, что понимает насколько сложно все это реализовать в исторических строениях. Вторая заявила, что пенитенциарную систему нужно постепенно приводить к «скандинавской модели» и похвалила питание в СИЗО №5.
«Мне кажется, что такие приемы нужно продолжать, - говорит Светлана Агапитова. – Судя по тому количеству человек, которые записываются – потребность есть. И, вероятно, надо делать это чаще, поскольку принять несколько десятков человек за раз – непросто.
Кроме того, столько информации не получишь, работая лишь с «бумажными» обращениями. Тут видны и системные и очень частные проблемы, которые возникли просто потому, что никому и в голову не приходило, что так может быть.
Да и оперативность имеет значение. Некоторые ситуации разрешаются прямо на приеме. Человек просто не решался сказать о чем-то сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а когда говорит об этом на приеме, оказывается никто не против это исправить, просто сами не задумывались».