Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Психоневрологические гиганты: Тысяча и один человек

24 августа 2022

Петербургский Уполномоченный познакомилась с работой очередного психоневрологического интерната. Из ПНИ №1 не поступало жалоб или других сигналов тревоги. Напротив, учреждение имеет достаточно новую базу и расположено в Курортном районе Санкт-Петербурга. Однако общих изъянов существующей системы ему тоже избежать не удалось.

От Градских богаделен до психоневрологического интерната

Психоневрологический интернат №1 имеет богатую историю, началась которая аж во времена Екатерины II, издавшей указ об открытии вблизи Смольного Градских богаделен «для призрения людей обоего пола, престарелых и увечных». На этой территории учреждение проработало до 2009 года, меняя организационные формы, но сохраняя свою гуманитарную сущность. Уже более десяти лет Психоневрологический интернат №1 располагается в специально для него реконструированном комплексе зданий в Зеленогорске.

Рассчитан он на размещение 1001 человека. Почти все места заняты. Сейчас здесь проживают и получают социальные услуги 984 человека, 420 из которых – недееспособны. Больше половины подопечных – пожилые люди. Из заболеваний преобладают сосудистые патологии головного мозга, тяжелые и умеренные формы умственной отсталости и шизофрении, заболевания опорно-двигательного аппарата. В учреждении работают приемно-карантинное, лечебно-диагностическое и 11 профильных отделений. Есть творческие мастерские и тепличное хозяйство. В центральном корпусе современный кинозал с исторической экспозицией демонстрационного оборудования прошлых времен.

Досуг и трудовая незанятость

Директор учреждения Сергей Земцов рассказал Светлане Агапитовой о жизни подопечных, проводил в отделения, на внутреннюю территорию, интерактивную зону и музей, который хранит историческое наследие интерната.

Естественно, Уполномоченного больше всего интересовал вопрос о том, как люди здесь проводят время, которого у них предостаточно. В такую нехарактерную для Петербурга погоду, как стоит этим летом, конечно, много желающих погулять. Для отделений наблюдательного типа на территории выгорожены специальные зеленые участки, где подопечные находятся под присмотром медсестры. Остальным предоставлена вся площадь, но сопровождение тоже есть.

Желающие проводить досуг со смыслом могут отправиться в творческие мастерские и проявить себя, например, в изобразительном искусстве. Кстати, в оформлении интерьера в основном корпусе принимала участие одна из подопечных. Ее рисунки на стены холла перенес руководитель ИЗО-студии интерната член союза художников Виктор Чувашев.

DSC_0003.jpg

Те, кто чувствует тягу к более земным сферам, погружается в сельское хозяйство. Для этого есть несколько теплиц и грядки в открытом грунте. Выращивают огурцы, помидоры, перцы, баклажаны, кабачки, клубнику – в общем, все, что допустимо в наших широтах. Любители прекрасного ухаживают за цветами – есть даже специальные клумбы для «колясочников».

По информации руководства интерната так или иначе посещают мастерские около 130 человек из всех обитателей учреждения. Это полный «охват», включающий и тех, кто заходит туда раз в месяц, а потом долго не появляется. «Сельскохозяйственный» коллектив и того меньше – человек десять.

У 50 проживающих есть разрешение на самостоятельный выход за пределы интерната. Благо расположение в курортном районе позволяет и это посчитать как досуг.

Есть еще возможности позаниматься спортом – футбол, бадминтон, дартс, боча. Но за время визита Уполномоченного спортсмены в небольшом количестве обнаружились лишь в зале лечебной физкультуры.

Если с досугом дела еще хоть как-то обстоят, то с трудоустройством все весьма печально. Своих рабочих мест для подопечных у интерната нет. За периметром учреждения они когда-то были в незначительном количестве, но после пандемийных обсерваций безвозвратно утрачены. На сегодняшний день работающих граждан в интернате нет.

В ближайшее время две женщины отправляются в Мультицентр социальной и трудовой интеграции, расположенном во Всеволожске. Там людей с ограниченными возможностями обучают специальностям, востребованным на рынке труда. Однако, при общем положении дел в интернате перспектива их дальнейшего трудоустройства весьма туманна.

Реабилитация – не больше чем слово

Не секрет, что трудовая занятость тесно связана с процессом реабилитации и подготовки людей с особенностями здоровья к самостоятельному проживанию. Ведь пребывание в психоневрологическом интернате не должно исключать возможность выхода оттуда для тех, кто таким потенциалом обладает. Если же человек просто существует там на всем готовом, шансов на альтернативную жизнь у него нет.

Именно поэтому, осматривая отделение реабилитации, Светлана Агапитова поинтересовалась – каковы же успехи в восстановлении утраченных функций? Каких-то объективных показателей сотрудники не привели. Более того, оказалось, что пациенты отделения почти не меняются, а есть и те, кто находится на нем уже 50 лет. Получается, что слово «реабилитация» вовсе не цель, а название, к которому все привыкли, и не более.

Как и в других учреждениях этого профиля Уполномоченный заметила проблему с техническими средствами реабилитации. Например, не для всех подопечных коляски учитывают их индивидуальные особенности. Эту проблему можно решить организовав совместный выезд в учреждение представителей Фонда социального страхования (ФСС) и Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Специалисты проанализируют индивидуальные программы реабилитации (ИПРА) на предмет актуальности предписанных технических средств. После этого будут внесены необходимые коррективы, и учреждение получит от ФСС электронный сертификат на приобретение колясок, учитывающих индивидуальные особенности.

Деятельность, направленная на снятие ограничений дееспособности, хоть и ведется, но успешной ее назвать сложно. Каждый год интернат подает документы на 5-6 человек, но лишь в этом году восстановить юридическую самостоятельность удалось одному подопечному…

Кадровые сложности

Еще один важный момент, на который обратила внимание Уполномоченный – явная нехватка специалистов по социальной работе. На каждого из них приходится около ста подопечных. При таком балансе говорить об индивидуальном подходе весьма нелепо.

Впрочем, в ПНИ №1 вообще существует проблема с заполнением штатного расписания. Из 720 мест на сегодняшний день заполнено 514. Учреждение находится далеко от Санкт-Петербурга, а служебная гостиница не может обеспечить местами всех сотрудников.

Полезные инициативы

Из необычных проектов, над которыми работает администрация учреждение, стоит упомянуть инициативу по обмену подопечными с южными регионами. Идея состоит в том, чтобы проработать практический и юридический механизм, позволяющий людям из петербургского интерната съездить в аналогичное учреждение, расположенное на море. Соответственно подопечные из южного региона смогут пожить здесь и познакомиться с культурной столицей и ее пригородами.

Также, совместно с Городской психиатрической больницей № 3 имени Скворцова-Степанова идет работа по организации службы сопровождения для проживающих в Психоневрологических интернатах. Если подопечному требуется госпитализация в соматический стационар, зачастую он сталкивается с полной беспомощностью. Больница не имеет возможности выделить сиделку, а без посторонней помощи этим людям очень сложно. Более того, сопровождающее лицо должно иметь соответствующую подготовку.

DSC_0356.jpg

В части полезных развлечений ПНИ №1 может похвастать интерактивной зоной «Приключения барона Мюнхаузена». В отдельном помещении развернут целый комплекс аттракционов, где все желающие могут почувствовать себя героем историй знаменитого и самого правдивого персонажа. Сначала подопечных знакомят с приключениями барона на экране, а потом предлагают стать участником его приключений.

«Не могу сказать, что Психоневрологический интернат №1 чем-то кардинально отличается от его собратьев-тысячников, - говорит Светлана Агапитова. – Да, у него лучше материальная база, хотя и она уже устаревает с введением новых требований к площадям. А вот с реабилитацией и трудоустройством все обстоит сложно. Но это и не удивительно – что может сделать один соцработник на сотню человек, каждый из которых нуждается в индивидуальном подходе? Причем, это вопрос больше к системе, а не к учреждению.

Все должно быть сориентировано не просто на обеспечение существования, а на продвижение человека с особенностями здоровья к самостоятельной жизни – в той мере, в которой это возможно. И если у наших общественных организаций есть успешный опыт в этом направлении, то государственная система никуда не движется. А вместо того, чтобы развивать разные формы сопровождаемого проживания, мы снова собираемся строить очередной интернат в Павловске.

Мы объехали уже почти все такие учреждения и на сегодняшний день очевидны общие проблемы, о которых я уже не раз говорила. Обобщив всю полученную информацию, мы организуем межведомственное совещание, где попробуем пересмотреть подходы к работе системы психоневрологических интернатов. Надо уже как-то критично взглянуть на эти гиганты тысячу человек. Понимаю, что это связано с финансированием, но нельзя забывать про человека.

То, что существует сейчас – это совершенно не гуманистический подход. Человек должен жить полноценно, насколько это возможно в его положении. Ограниченные возможности здоровья не должны обрекать его на «дожитие». А сейчас происходит именно это».


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00