Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Работал до седьмого пота, а пенсию не заработал?!

26 июля 2024

«Плюс Вам к карме!» В такой необычной форме выразил признательность Уполномоченному по правам человека в Петербурге Геннадий Никитович Д. Буддист он или геймер, история умалчивает. И это в общем-то неважно. Важно, что, благодаря Светлане Агапитовой, Геннадий Никитович - новоиспеченный пенсионер. Две его самостоятельные попытки выйти на заслуженный отдых в 63 года успехом не увенчались: в региональном отделении Социального фонда России оснований для назначения пенсии не находили и предлагали повременить с ее получением до 70-ти лет. Рассказываем, как помогло пересмотреть вычисления индивидуального пенсионного коэффициента вмешательство Уполномоченного.
 

Достижение пенсионного возраста – еще не повод для назначения пенсии


В соответствии с действующим федеральным законодательством страховую пенсию по старости назначают при одновременном соблюдении следующих условий.

Первое условие – это достижение определенного возраста. С 2019 года в России возраст выхода на пенсию стал постепенно расти и в 2024 году составил 58 лет для женщин и 63 года для мужчин (максимальная планка – 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин – наступит в 2028 году).

Второе условие – наличие страхового стажа (на 1 января 2024 года – от 15 лет).

Третье условие – наличие определенного количества пенсионных баллов, в которых оценивается каждый год трудовой деятельности (индивидуального пенсионного коэффициента). ИПК зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем за период трудовой деятельности работника, порядок его расчета закреплен в Федеральном законе «О страховой пенсии». В 2024 году ИПК должен быть не ниже 28, 2 баллов (с 2025 года - 30).

Как быть, если баллов не хватает, чтобы получить страховую пенсию по старости?  Законодатель предлагает три варианта:

  • заплатить добровольные страховые взносы (минимум взносов составляет 1 МРОТ, умноженный на 12 месяцев и 22%, а максимум – 8 МРОТ, умноженный на 12 месяцев и 22%);
  • заработать недостающие баллы, для чего нужно дольше не выходить на пенсию и получать официальную зарплату со страховыми отчислениями (за полностью отработанный год начисляется максимум 10 баллов, чтобы сформировать больше пенсионных баллов, можно устроиться на работу по совместительству - тогда страховые взносы будут платить оба работодателя);
  • ждать назначения социальной пенсии (через пять лет после наступления пенсионного возраста).

Последним вариантом, собственно, и рекомендовали воспользоваться Геннадию Никитовичу Д. в районном подразделении ОСФ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, отказав ему в начале 2024 года в назначении страховой пенсии по старости «в связи с отсутствием величины ИПК не ниже 28,2».


Обращайтесь после 70-ти


Почему из более чем 30-тилетнего стажа Геннадия Никитовича исключили, по его подсчетам, 16 лет 9 месяцев и 12 дней, несостоявшийся пенсионер не понял. Полностью был проигнорирован период работы в Каракалпакской АССР, начиная с 1977-го года, в частности, на авторемонтном заводе в Нукусе.

Надежды на то, что специалисты Социального фонда запросят архивные справки о неучтенном стаже и начислениях, Геннадий Никитович не питал и занялся сбором подтверждающих документов самостоятельно.

Однако в апреле этого года Геннадия Никитовича вновь постигла неудача.  Собранные им документы не приняли. ИПК, правда, пересчитали в большую сторону (25,660 вместо 17,720), но для назначения пенсии его все равно не хватило.

«Я больше 30-ти лет до седьмого пота работал, а пенсию не заработал?! - почти в стихах написал Геннадий Никитович Светлане Агапитовой. – Я считаю, что меня незаконно лишили трудового стажа и права на пенсионное обеспечение. Прошу разобраться и защитить мои права!»

Подвело двойное Н в имени


Юристы аппарата Уполномоченного начали разбираться и выяснили, что в стаж Геннадия Никитовича включили сведения о заработке и взносах только с 1997 года, когда он был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Это то, что можно увидеть в выписке из индивидуального лицевого счета.

Как известно, документом, подтверждающим периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, является трудовая книжка. И именно к трудовой книжке Геннадия Никитовича возникли претензии у бдительных сотрудников Социального фонда.

«Титульный лист дубликата трудовой книжки содержит исправление в графе «имя», не заверенное надлежащим образом», - объяснили Уполномоченному и со ссылкой на Инструкцию, утвержденную Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, заключили, что посему и вкладыш в трудовую книжку недействителен и не может быть принят во внимание при установлении пенсии «без предоставления уточняющих документов».

А как же уточняющие документы, которые собрал Геннадий Никитович? В них, как выяснилось, тоже все было «не по Инструкции», вернее «не в соответствии с Указаниями».

Согласно п. 15 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 № 1-1-У документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств-бывших республик СССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. А архивные справки, присланные Геннадию Никитовичу из Узбекистана, оказались не такими, как надо.

Но Светлану Агапитову и ее сотрудников такие объяснения не удовлетворили. Можно же и нужно было самому Социальному фонду запросить уточняющие документы, почему так не сделали?

Этот вопрос правозащитница адресовала главе регионального отделения Социального фонда Константину Островскому, попросив его также рассмотреть трудовую книжку заявителя в совокупности с имеющимися в распоряжении его подчиненных сведениями.

Ответ управляющего отделением СФР не заставил себя долго ждать. Он был положительным. Данные из трудовой книжки Геннадия Никитовича учли «как не вызывающие сомнения» (по совокупности сведений), назначили пенсию с 9 января 2024 года и уже перевели на его счет.

Комментарий Светланы Агапитовой


«Понятно, что в трудовой книжке была ошибка, и что архивные справки были сделаны, как говорится, не по форме.

Повод ли это, чтобы на семь лет лишить человека честно заработанной уже сегодня пенсии? Формально – наверное, да (могли и в суд отправить доказывать принадлежность трудовой книжки). По справедливости – нет.

И я рада, что управляющий региональным отделением Социального фонда поддержал мое предложение и принял справедливое решение. Так что плюс к карме от Геннадия Никитовича мне бы хотелось с Константином Валерьевичем разделить. По праву».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00