Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Реабилитационное отделение ПНД №5: трудятся, поют и просто играют рок

12 октября 2022

Учреждение, с работой которого познакомилась Светлана Агапитова, уникально по многим причинам. Ну в каком психоневрологическом диспансере есть собственное радио «ПНД FM»? А Рок-клуб, где пациенты с душевными болезнями играют на гитарах, ударных инструментах и поют? Это явление редкое даже в мировом масштабе.

Но главное, что все это не просто развлечение, а серьезная работа, первоочередная цель которой – терапевтический эффект. К тому же, тут организована и трудовая реабилитация.

Историческая преемственность

Медико-реабилитационное отделение Психоневрологического диспансера №5 Красногвардейского района появилось в 2005-м году. Работает оно в здании, построенном в 1903 году где прежде находился «Дом призрения престарелых женщин» им. графа Кушелева-Безбородко.

А вот во времена СССР, в нем были лечебно-трудовые мастерские. И хотя в действующей ныне нормативной базе такого понятия нет, фактически медико-реабилитационное отделение стало преемником этого направления. Здесь занимаются реабилитацией и активно используют терапию трудом. Причем, люди с особенностями здоровья за свою работу получают денежное вознаграждение, а все услуги отделения для них бесплатны.

В реабилитационном отделении есть врачи, медсестры, психологи, специалисты по социальной работе, инструкторы по труду. Основная цель их работы – не только оказать медицинскую и психологическую помощь людям, страдающим душевными заболеваниями, но и улучшить качество их жизни.

Среди направлений деятельности: поддерживающая медикаментозная терапия, психообразовательные программы для пациентов, индивидуальная и групповая психотерапия, социо-культурная реабилитация, терапия творческим самовыражением, тренинги социально-бытовых навыков, консультации в социальной сфере, группы взаимной поддержки «равный – равному». И все же, одна из важнейших составляющих – организация лечебного труда. Для этого в здании созданы швейный, картонажный и сборочный цеха. Хотя само по себе понятие «цех» в общепринятом понимании слишком масштабно. Здесь это светлые комнаты, оснащенные приспособлениями или оборудованием в зависимости от задачи.

Главный врач диспансера Лариса Серазетдинова и заведующий медико-реабилитационным отделением Ольга Савельева показали Светлане Агапитовой, как проходит обычный будний день на этой площадке.

Лечение трудом

Прежде всего петербургского Уполномоченного интересовала организация лечебно-трудового процесса для людей с психическими заболеваниями. Этот вид реабилитации практически отсутствует в большинстве психоневрологических интернатов, хотя многие из их обитателей выражают желание работать.

Рабочие места в медико-реабилитационном отделении появились благодаря совместному пилотному проекту с Комитетом по труду и занятости населения. Также в нем участвует Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Как отметила Лариса Серазетдинова, такая сложная схема потребовалась потому, что самостоятельно диспансер не смог бы организовать весь процесс – существующая нормативная база этого не позволяет. Ведь это связано с компаниями-работодателями, заказами, договорами, налогами и т.д.

Само производство организовано с учетом особенностей здоровья подопечных отделения и ориентировано прежде всего на реабилитационные задачи. Работа не сложная, но требующая усидчивости, внимательности, дисциплины и задействует мелкую моторику. Всех обучают инструкторы. С теми, кому требуется, занимаются индивидуально.

DSC_0652_1.jpg

Сложность выполняемой работы зависит от возможностей реабилитанта. Кто-то вполне эффективно и с удовольствием работает в швейной мастерской, занимаясь тонкими и кропотливыми операциями. А кому-то и несложная упаковка продукции дается не сразу. Но благодаря индивидуальному подходу, здесь каждый идет к своей цели, пусть даже и не очень великий в глазах большинства. Но большой путь всегда начинается с первого шага…

«Есть люди, для которых встать утром, собраться и просто доехать к нам – уже реабилитация», - говорят специалисты отделения.

Качество работы тщательно контролируется и не только для того, чтобы с чистой совестью сдать заказчику продукцию. С помощью этого также следят за изменениями в состоянии работника. Если раньше человек делал качественно, а потом стал допускать много брака – это повод внимательнее присмотреться к его здоровью. Такими же сигналами являются изменения в объеме произведенной продукции.

Петербургскому Уполномоченному показали мастерские, где шла работа по сборке авторучек, комплектовании косметической туши, изготовлению и упаковке бахил. А в швейной мастерской подшивали кромки бытовых фартуков.

На участке, где изготавливают бахилы, инструктор с гордостью продемонстрировала рационализаторское предложение своих подопечных. На стол, рядом с аппаратом для спаивания полиэтилена они разместили зеркало – чтобы качество шва можно было контролировать не только сверху, но и снизу.

Нетрудовая реабилитация искусством

Не трудом единым живут подопечные отделения. Очень мощно развиты и другие формы реабилитации. Работа строится на базе арттерапевтической студии, театрального проекта и музыкального клуба. Занятия проводятся как в группах, так и индивидуально.

Это не просто организация досуга и творческое самовыражение. Каждое направление имеет определенные реабилитационные задачи. Кроме того, в процессе занятий специалисты проводят диагностику и психокоррекцию.

Терапия изобразительным искусством, например, направлена на ослабление напряжения, оживление эмоционального состояния, креативности, коммуникативных навыков. Театральный проект помогает социализировать подопечных – развивать речь, движения, учит взаимодействовать в творческом коллективе, а также общаться со зрительным залом. Кстати, в рамках развития театрального метода реабилитационной работы создан интеграционный театр, который принимал участие во многих международных фестивалях.

DSC_0584_1.jpg

Светлана Агапитова заглянула на репетицию и стала свидетелем метаний Бальзаминова, пытающегося выгодно устроить свою судьбу за счет выгодной женитьбы. Надо отметить, что актеров совершенно не смутило внезапное появление на репетиции посторонних людей. Даже напротив, показалось, что появление зрителя придало им вдохновения.

В артстудии кипела работа над коллективным коллажем, посвященному чувству любви. А специалисты показали Уполномоченному на примере отдельных работ, как в творчестве может отражаться внутренне состояние человека или взаимоотношение его с внешним миром и близкими людьми.

А не спеть ли нам песню…?

Наверное, меньше всего рассчитываешь в стенах психиатрического учреждения обнаружить… Рок-клуб. А он есть! И хоть располагается в полуподвальном помещении – вовсе не прячется, а напротив громко заявляет о себе ритмичными звуками гитар и ударных инструментов. И помогает ему в этом собственная радиостанция «ПНД FM». Согласитесь, в креативности и чувстве юмора создателям не откажешь. Одно название чего стоит. Но главное, конечно, не в названии.

Обе инновационные программы – и Рок-клуб «Звукозона», и радио «ПНД FM» существенно расширили потенциал музыкальной студии. Занятия здесь позволяют разным пациентам найти и реализовать свои потребности, обрести поддержку и безопасную среду для отработки новых навыков. А еще это способ совладать с болезнью и получить общение, которое для этих людей особенно важно. В конечном итоге, все направлено на социализацию человека, чтобы он смог адаптироваться в обществе со своими специфическими особенностями и потребностями.

DSC_0697_1.jpg

Участники рок-клуба, присутствовавшие на занятии, под руководством своего наставника Лилии Новиковой продемонстрировали петербургскому Уполномоченному проекты «Барабанная клиника» и «Мой голос». Это уникальные реабилитационные технологии, в основе которых – использование ударных инструментов и вокала. Суть и нюансы методики описать могут, наверное, только специалисты, но результат звучит завораживающе. И это не похоже на простую самодеятельность. Взаимодействие и коммуникация в коллективном исполнении чувствуется даже человеку несведущему.

Но главное, что бросается в глаза – это та искренняя вовлеченность, интерес, самоотдача, которые видны у всех участников студии. Вряд ли кто-то из них будет заниматься музыкой профессионально, но в момент, когда они выступают в стенах своего рок-клуба, есть ощущение, что они стоят на большой сцене…

В завершении этого небольшого лечебно-терапевтического концерта подопечные с большим чувством исполнили композицию «О любви» группы «Чиж и Ко». И надо заметить, что звучало произведение ничуть не хуже того, что можно услышать от уличных музыкантов, бродя белыми ночами по центру Петербурга…

Жить, а не существовать

Ежедневно на Медико-реабилитационное отделение приходят около 150 человек. Курс в среднем – 90 дней. Но все зависит от индивидуальной ситуации, состояния и возможностей пациента. И далеко не каждому хватает одного курса, тогда он может прийти снова.

В последующей адаптации помогает Социальная служба отделения. Подопечные получают гуманитарную помощь в виде одежды и продуктов питания. При содействии социальной службы многие пациенты оформляют материальную помощь и пособия. Также отделение активно сотрудничает с благотворительными фондами и общественными организациями. В частности, с теми, которые помогают людям с ограниченными возможностями здоровья в трудоустройстве.

Кроме того, в отделении организован клуб выписанных пациентов «Точка опоры».

На вполне закономерный вопрос Уполномоченного: «Как все это удалось создать?», главный врач диспансера Лариса Серазетдинова ответила просто: «Желание и помощь Администрации Красногвардейского района». А потом добавила: «Ну и конечно люди, которые у нас работают. Мы их собирали буквально «поштучно», опытным путем. Если видели, что это наш человек – обучали. Ведь системной подготовки в этой сфере практически нет».

Кстати, об уникальности сотрудников можно судить, например, по ведущей музыкальное направление Лилии Новиковой, которая является специалистом в области клинической психологии, специальной педагогики, учителем музыки и имеет ученую степень кандидата искусствоведения.

Как рассказала Лариса Серазетдинова, серьезной сложностью в начале работы было привести в отделение пациентов. Эта категория людей отличается социофобией и вытащить их из маленького мира, ограниченного квартирой, очень сложно. Но со временем доверие установилось, и сейчас недостатка в желающих пройти реабилитационные программы нет, скорее наоборот.

Семьи, в которых живут люди с психическими расстройствами тоже чувствуют, насколько это снимает с них социальную нагрузку. Ведь без такой помощи выдерживают не все и наступает момент, когда родственника с ментальными нарушениями передают в психоневрологический интернат. И, скорее всего, уже навсегда…

И, пожалуй, главная заслуга отделения реабилитации ПНД Красногвардейского района, о которой нельзя не сказать. Работа специалистов этого учреждения важна еще и тем, что она дает людям с психическими нарушениями смысл. Пусть не очень глобальный и великий, но свой личный и поэтому важный. Ведь именно наличие смысла помогает человеку не просто существовать, а жить и справляться с любыми трудностями.

«Изучая систему помощи людям с психическим расстройствами я понимаю, что опыт Медико-реабилитационного отделения Психоневрологического диспансера №5 очень редкий и очень ценный, - говорит Светлана Агапитова. – Его надо развивать и расширять повсеместно, во всех районах.

С одной стороны, это позволяет людям с ментальными нарушениями, имеющими реабилитационный потенциал, не попадать в интернаты. К сожалению, в этих учреждениях, за редким исключением (Психиатрическая больница №1 им. П.П. Кащенко), почти нет полноценной реабилитации, поэтому и выходят оттуда единицы.

С другой стороны, нужно развивать подобную систему работы в психоневрологических интернатах, чтобы человек, показывающий положительную динамику мог выйти оттуда. Тогда, на амбулаторном уровне его могли бы «подхватить» такие вот реабилитационные отделения.

Основная проблема в том, что эти учреждения у нас штучные, а должна быть система. Мы будем убеждать власти города создавать на их базе ресурсные центры, чтобы этот опыт можно было распространить повсеместно. К тому же, необходимо поработать над изменением нормативной базы в данном направлении, потому как известные мне положительные примеры буквально втиснуты в узкие рамки и не могут там пошевелиться».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00