Согласно 44-й статье Конституции России каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан о них заботиться. Согласно же шутливому афоризму философа Теодора Адорно культуре ничего не вредит так, как забота о ней. Лично убедиться в том, что в этой шутке есть значительная доля правды, пришлось Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой, когда она разбиралась с ситуацией вокруг благоустройства и капитального ремонта на объекте культурного наследия федерального значения - достопримечательном месте в Усть-Ижоре.
Фото с официального сайта КГИОП
Шоссе в никуда
Ремонт дорожного покрытия Шлиссельбургского шоссе от Петрозаводского до улицы Пролетарской Победы был запланирован Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга еще до включения весной прошлого года этого участка хорошо сохранившейся с XVIII века булыжной мостовой в поселке Усть-Ижора в границы достопримечательного места.
Видимо, в КРТИ сначала даже не подозревали, что шоссе от дома № 169 до дома № 251 протяженностью в три километра - трасса не действующая, а историческая. Просто выполняли план и осталась неасфальтированная часть дороги. О том, что она никуда не приведет автомобилиста, так как упирается в пешеходный мост, а для проезда по поселку есть более удобные маршруты, чем прыжки по историческому булыжнику, не думали. О культурной ценности этого участка – тем более. О ней, к счастью, думали местные жители, краеведы и градозащитники, забили тревогу и при поддержке регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Совета по сохранению культурного наследия при городском правительстве добились своего.
Участок был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия и взят под охрану в статусе достопримечательного места. Но его капитальный ремонт уже был запланирован, поэтому «отягчающие обстоятельства» в виде булыжных достопримечательностей, этот процесс только замедлили, а не остановили…
Достопримечательности поселка Усть-Ижора
Земля на обоих берегах в устье реки Ижоры относится к объекту культурного наследия (ОКН) федерального значения «Место битвы войск Александра Невского со шведами в 1240 году». С ним композиционно связаны и более поздние памятники истории и культуры, сохранившиеся в Усть-Ижоре и включенные в Единый государственный реестр ОКН народов Российской Федерации. В частности, ОКН федерального значения «Церковь святого благоверного князя Александра Невского», «Обелиск в память народного ополчения во время русско-шведской войны в 1788–1790 годы». А с 2020 года – и достопримечательное место «Участок Шлиссельбургского тракта с лицевой фоновой застройкой» (Шлиссельбургское шоссе, 169 – 251).
Все эти памятники, включая булыжную мостовую XVIII века и каменные постройки XIX века вдоль нее (в т.ч. «Дом Захаровых»), представляют культурную ценность не по отдельности, а как целостная историческая среда.
Шлиссельбургский тракт был проложен по указу Петра I как часть Большой Архангелогородской дороги, предназначенной для почтового сообщения между Петербургом и Архангельском. На территории Усть-Ижоры расположен наиболее хорошо сохранившийся отрезок исторического булыжного мощения.
По тракту, который начинался южнее Александро-Невской лавры и шел вдоль Невы, перевозился кирпич с местных заводов на строительство в Петербург. Застройка поселка Усть-Ижора вдоль дороги была в основном деревянной, первые каменные дома появились здесь в 30 годы XIX века, а с 1853 года начали строить образцовые дома по специально разработанному проекту «для казенных селений».
Сочетание сохранившегося булыжного мощения дороги первой половины XVIII века с ее фронтальной застройкой - памятниками архитектуры первой половины XIX – начала XX веков придают участку исторической трассы в Усть-Ижоре особую ценность. Но и само мощение является памятником истории и культуры.
По данным жителя поселка, археолога и старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Петра Сорокина, положенная при Петре I мостовая на протяжении столетий, конечно же, перекладывалась (там, где мощение было повреждено, его подправляли), но методом вычинки (процесса сродни реставрации, в ходе которого производится перекладка либо замена утраченных булыжников). Поэтому в своей основе сохранившаяся булыжная мостовая в Усть-Ижоре подлинная.
«История подогревается»
О том, что историческая дорога может быть просто уничтожена из-за ремонта, а не реставрации этого участка Шлиссельбургского шоссе жители Усть-Ижоры и градозащитники сообщают во все инстанции уже давно, благодаря чему работы несколько раз уже откладывались. Но в конце апреля этого года угроза уничтожения подлинной булыжной мостовой вновь стала явной.
По заказу подведомственной КРТИ Дирекции транспортного строительства к ремонту объекта «Шлиссельбургское шоссе от Петрозаводского шоссе до ул. Пролетарской Победы» должно было приступить акционерное общество «Производственное объединение «Возрождение». Проект ремонтных работ получил положительное заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, несмотря на то, что он вообще не предполагает реставрационного подхода.
По оценкам специалистов, предусмотренная в соответствии с проектом «разборка существующей дорожной одежды (булыжного камня), устройство основания из геотекстиля, щебня и бетона, выкладка демонтированного булыжного камня на мелкозернистый бетон» приведёт к появлению нового объекта, хоть и (возможно) частично с иcпользованием старого материала.
Такой капитальный ремонт нельзя отнести к работам по реставрации булыжного мощения, предусмотренным требованиями законодательства об объектах культурного наследия и объединенных зонах охраны, так как он приведет к утрате историко-культурной ценности и подлинности. Фактически хорошо сохранившаяся дорога XVIII века прекратит существование.
28 апреля в поселке Усть-Ижора состоялась встреча инициативной группы местных жителей и градозащитников с руководством Дирекции транспортного строительства, АО ПО «Возрождение» и администрации Колпинского района по вопросу предстоящего ремонта.
Представители органов исполнительной власти попросили жителей поддержать проект, так как если он в этом году не будет реализован, маловероятно, что город выделит в третий раз деньги на ремонт этой дороги. Было также озвучено мнение, что «история подогревается» извне, ведь «практически единицы» защитников булыжной мостовой живут на самом Шлиссельбургском шоссе.
Должностные лица заказчика ремонта исторического участка шоссе - Дирекции транспортного строительства сообщили, что подрядной организации «Возрождение» рекомендовано производить работы «максимально приближенно к реставрационным». Это собравшихся жителей и градозащитников не убедило.
В ответ член инициативной группы, оспаривающей в Куйбышевском районном суде выданное КГИОП разрешение на ремонтные работы, Виктория Зверева вручила представителю Дирекции транспортного строительства копию судебного определения, в качестве обеспечительной меры запрещающего демонтаж булыжного покрытия участка Шлиссельбургского шоссе от дома № 169 до дома № 251 на время юридического разбирательства.
В поисках разумного выхода
Уполномоченный по правам человека Светлана Агапитова проанализировала предоставленные членами инициативной группы защитников достопримечательного места «Участок Шлиссельбургского тракта с лицевой фоновой застройкой» документы и пришла к выводу о серьезных рисках уничтожения этого памятника истории и культуры в случае проведения ремонта по одобренному КГИОП проекту.
К защите прав граждан на сохранность объекта культурного наследия и доступ к нему Уполномоченный привлекла прокурора Санкт-Петербурга Виктора Мельника. В своем обращении к главе надзорного ведомства омбудсмен изложила свою позицию и обратила внимание на нарушения федерального и регионального законодательства об охране памятника, для которого установлен специальный правовой режим и статус, выявленные сотрудниками ее аппарата на уровне проекта ремонтных работ.
«Надеюсь, Виктор Дмитриевич разделит мою обеспокоенность, и общими усилиями нам удастся вместе с защитниками нашего культурного наследия предупредить безвозвратное повреждение достопримечательного места в Усть-Ижоре, – комментирует Светлана Агапитова. – Не сомневаюсь, что в Петербурге можно найти специалистов, которые занимаются бережной реставрацией булыжного мощения, так называемой вычинкой вручную, подобные работы по восстановлению участков мостовых 19-го и первой половины 20-го века неоднократно проводились в историческом центре города, а тут мы имеем дело с хорошо сохранившейся мостовой петровских времен. Мне кажется, КГИОП и КРТИ следует учесть негативный опыт изменения исторического ландшафта береговой линии поселка при работах по берегоукреплению, которые четыре года назад проводила та же подрядная организация, и пересмотреть проект ремонта чудом сохранившегося практически неповрежденным исторического мощения Шлиссельбургского шоссе, не дожидаясь окончания судебного разбирательства».