Что делать, если жилье есть, а возможности в нем жить – нет? Студентка из Петербурга даже не подозревала, что полученная ею от государства квартира таит в себе угрозу для жизни и здоровья…
Своё жилье
В жизни студентки Анны Соболевой* произошло значимое событие – ей дали отдельную квартиру. Как и другие граждане из числа детей сирот, девушка имела право на получение жилья от государства. Чаще всего, таких ребят расселяют по новостройкам, но Анне предложили «вторичку» из освобождаемого «старого фонда».
Услышав про «хрущевку», девушка сначала засомневалась, но в итоге согласилась. Возраст дома солидный – почти 70 лет, зато местоположение неплохое, микрорайон зеленый, обжитой. Да и ветхую квартиру обещали привести в надлежащее состояние и сделать ремонт.
Переехав, Аня принялась обустраивать жилье. Получить социальную помощь от города на приобретение предметов первой необходимости не получилось.
И это стало поводом для первого обращения к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге. Юристы аппарата девушке пояснили, что закон такой в городе есть**, а нормативов финансирования и порядка предоставления данной меры социальной поддержки пока нет. К вопросу можно будет вернуться только после утверждения нормативов.
Но это не отбило у девушки желание обживать личное пространство. Главное, что есть крыша над головой – и не съемная, а своя. Аня потихоньку приобретала мебель, технику посуду. С огромным воодушевлением продумывала интерьер, создавала в комнатах уют…
Но тут вдруг выяснилось, что жить в этой квартире невозможно!
Скрытая угроза
«Оказалось, я и раньше рисковала жизнью, находясь здесь. Просто этого не осознавала», - рассказывает Анна.
Однажды к ней в гости наведалась подруга. Девушки сидели на кухне, пили чай. И тут вдруг гостья насторожилась:
«Пахнет гарью, чувствуешь?». Анна принюхалась – запах шел от газовой плиты, на которой грелся чайник.
Подруга, имея техническую специальность, тут же задалась вопросом, где вытяжка, которая должна всасывать загрязненный воздух. Аня пояснила, что до покупки вытяжки черед еще не дошел.
«А как ты ее будешь подключать? Где у тебя вентиляция?», - не унималась гостья, после чего весь остаток вечера девушки посвятили изучению инженерных сетей. И пришли к неутешительному выводу: вентиляционного канала нет.
Жизнь без газа
На следующий день Анна обратилась в организацию, занимающуюся вопросами пожарной безопасности и обслуживанием вентиляционных систем. Специалисты осмотрели кухню, ванную и подтвердили опасения хозяйки – воздухоотводов нет вообще. Вероятнее всего, канал «потеряли» подрядчики, выполнявшие ремонт помещения.
Из соображений безопасности в квартире приостановили подачу газа, рекомендовав Анне в самое ближайшее время организовать подвод вентиляции к квартире. Но если у студентки Ани нет денег даже на мебель, откуда возьмутся средства на ремонт инженерных сетей? И почему сирота должна расплачиваться за ошибки тех людей, которые готовили квартиру для передачи новому пользователю?
«Я осталась без еды и без горячей воды на неопределенный срок, - жалуется девушка. – Пока нет газа, не работает ни колонка, ни плита. Я не хочу жить в таких условиях, но ремонт мне не потянуть…».
Девушка попыталась урегулировать свой вопрос через управляющую компанию, однако там наотрез отказались брать на себя ответственность за ситуацию. По мнению руководства УК, жилое помещение изначально не было обеспечено вентиляционными каналами по вине подрядчика, выполнявшего ремонт. Но теперь где искать безответственных мастеров? И кто должен исправлять их ошибки?
С этим вопросом девушка, по проторенной дорожке, обратилась к Уполномоченному по правам человека. Помощники Светланы Агапитовой проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что в данном случае содействие должно оказать районное СПб ГКУ «Жилищное агентство», поскольку именно оно отвечает за техническую эксплуатацию государственного жилищного фонда, передачу в пользование и освобождение жилых помещений.
Уполномоченный направила в учреждение ходатайство, в котором подробно изложила суть проблемы Анны, а также попросила усилить контроль за качеством подготовки объектов, предоставляемых льготным категориям граждан.
Светлана Агапитова: «Предоставляя жилье «очередникам», профильные государственные службы должны подготовить объект к передаче и убедиться, что он пригоден для проживания. Речь идет не только о косметическом ремонте помещений, но и о технической исправности инженерных сетей. В данном случае подрядчик некачественно выполнил задание, и эксперты, принимающие работу, за этим не уследили. А ведь на кону безопасность даже не одного человека, а целого дома!
Проблема Анны находится в процессе решения. Но сколько еще у нас в городе таких квартир «с сюрпризами»? Надеюсь, «Жилищное агентство» сделает правильные выводы и примет меры по недопущению подобных ситуаций впредь».
*данные изменены
**с 01.01.2024 вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 07.12.2023 №751-160 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс»