Очередной выездной прием состоялся в Следственном изоляторе №1 «Кресты». В этот раз вместе с петербургским Уполномоченным в претензиях подстражных приехали разобраться начальник УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игорь Потапенко, старший помощник прокурора города по надзору за исполнением уголовных наказаний Булат Залалдинов, заместитель руководителя Главного бюро МСЭ по экспертной работе Елена Кароль, начальник Медико-санитарной части (МСЧ) № 78 Федеральной службы исполнения наказаний Иван Тиханов, помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в учреждениях УИС Елена Кузнецова.
Такой межведомственный формат был организован по инициативе петербургского Уполномоченного. На него пригласили подследственных, которые письменно обращались с просьбой о личном приеме, в том числе и по медицинским вопросам.
Также, помогать решать проблемы граждан, изолированных от общества, помогали Уполномоченный по правам человека в Ленобласти Сергей Шабанов, сотрудники аппарата петербургского Уполномоченного и админитрации СИЗО, представители Общественной наблюдательной комиссии и отделение фонда «Защитники отечества» в Ленинградской области.
Количество желающих пообщаться со столь представительным собранием оказалось довольно много – на прием записались около 40 человек.
Медицина волнует многих
Наиболее массовыми были жалобы на медицинское обслуживание. Часть из них касались приема антиретровирусной терапии. Один подследственный заявил, что ему ее не назначают вовсе. Трое сказали, что принимают препараты, но контрольные обследования для коррекции процесса не проводятся, несмотря на ухудшение состояния.
На отсутствие возможности сделать анализы и инструментальное обследование жаловался подстражный, находящийся в изоляторе уже второй год. Такую же претензию высказали еще двое граждан. Один подозревает у себя опухоль и констатирует резкое снижение зрения в одном глазу, другой жалуется на затруднения дыхания.
Гражданин, имеющий группу инвалидности, считает, что его состояние здоровья существенно ухудшилось, и ему необходимо усилить группу инвалидности. Для этого требуется пройти переосвидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Присутствующая на приеме заместитель руководителя организации Елена Кароль, оговорила с сотрудниками изолятора каким образом можно организовать этот процесс.
По всем озвученным жалобам на оказание медицинской помощи Игорь Потапенко дал распоряжения начальнику МСЧ № 78 Ивану Тиханову разобраться, принять меры и доложить о результате. По каждому случаю он установил сроки исполнения.
Процедурные вопросы
Из-за невозможности личного присутствия целая группа подстражных не может оформить документы, дающие право на предоставление льгот. Им объяснили, как действовать и назначили куратора для помощи в подаче необходимых бумаг.
Претензии нескольких граждан были адресованы надзорному ведомству, поскольку касались следственных действий. Один из подследственных утверждает, что его подпись на протоколе допроса фальсифицирована. Другой считает, что расследование ведется необъективно – факты в его пользу не рассматриваются, а во внимание принимаются лишь свидетельства против него.
Мужчина сообщивший, что у него онкологическое заболевание, поблагодарил петербургского Уполномоченного, что после предыдущего обращения ему начали оказывать медицинскую помощь и он почувствовал себя значительно лучше. В этот раз он пришел сообщить об оказываемом на него давлении. Он утверждает, что почти каждый день его этапируют в суд, где предлагают подписать ознакомление с материалами дела, не показывая их. Он отказывается, после чего его отвозят обратно. Естественно, что, проводя дни в конвойных помещениях и автозаках, он не получает не только медицинской помощи, но и элементарного горячего питания.
Старший помощник прокурора города по надзору за исполнением уголовных наказаний Булат Залалдинов записал все данные по обозначенным ситуациям и обещал проверить сообщения подстражных.
Быт, образование и вынужденное безделье
Несколько граждан обратились с проблемами бытового и организационного характера. В частности, пожаловались на мышей и тараканов в камерных помещениях. А один из подстражных заявил об отсутствии у него одежды и обуви, соответствующей сезону.
Игорь Потапенко поручил администрации «Крестов» решить эти вопросы в кратчайшие сроки.
А вот один из подследственных попросил занять его хоть какой-то трудовой деятельностью, поскольку его угнетает и дестабилизирует вынужденное безделье в камере. Ему разъяснили, что при нахождении в следственном изоляторе обеспечить его работой не представляется возможным, так как законодательство этого не предусматривает. Лишь после осуждения и прибытия в места лишения свободы ему будет предложено трудоустройство.
Молодой человек, попавший под следствие со «студенческой скамьи» желает продолжать учиться и жалуется, что ему не позволяют держать в камере всю необходимые книги. Елена Кузнецова объяснила, что количественные ограничения существуют и касаются прежде всего художественной, а не учебной литературы. Она предложила составить список того, что необходимо молодому человеку и обещала проконтролировать, чтобы все в рамках существующих правил было предоставлено.
Чего хотел мужчина, обвиняемый в жестоком обращении с собственным ребенком и невыполнением обязанностей по воспитанию, присутствующие поняли не сразу. Он заявил, что не делал ничего плохого, просто «пьяный гулял с ребенком, а тот копался в луже…». Но случайные свидетели сняли видео, на котором все было не так безобидно. Оно попало в интернет, после чего отреагировали правоохранительные органы. Выяснилось, что мама малыша проживает в Российской Федерации нелегально, а на родине находится в розыске. Ребенка поместили в социальное учреждение. Мужчина уверял, что их семью просто оговорили соседи по коммуналке… Выслушав все эти не очень связные объяснения, присутствующие попросили мужчину сформулировать – в какой помощи он нуждается? Немного подумав он сказал: «ну успокойте мою жену, что ли, а то она со мной не разговаривает…»
«В «Крестах» традиционно значительное количество обращений – это медицина, - говорит Светлана Агапитова. – Хотя, нужно учитывать, что в учреждении содержится более четырех тысяч человек, и относительно этого их не так уж и много. И все же, каждый случай требует внимания и содействия. Причем временной фактор играет значительную роль.
Мне кажется, практика подобных межведомственных приемов очень полезна и эффективна. Есть возможность значительно ускорить решение большинства вопросов, поскольку не тратится время на переписку. Хорошо, что петербургское Управление ФСИН с готовностью откликается на мою инициативу».