«Среди других есть бог упрямства, И кто служил ему серьезно, Тому и время, и пространство Сдаются рано или поздно». Это четверостишье Игоря Губермана как нельзя лучше подходит для краткого резюме очень длинной истории о том, как одна петербургская пенсионерка упорно и последовательно отстаивала свои права, нарушенные должностными лицами Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Вернее, не совсем одна, а при правовой поддержке Уполномоченного по правам человека. С четвертой попытки в Санкт-Петербургском городском суде восторжествовала справедливость. Причем не только для истца, но и для неопределенного круга лиц, и даже для Уполномоченного.
Началось все в декабре 2020 года с нарушения права Людмилы Андреевны К. на тишину и покой в ночное время ее соседями выше этажом. Тогда составление протоколов об этом административном правонарушении входило в полномочия Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. С весны 2022 года шумящих петербуржцев снова усмиряет и при необходимости штрафует полиция. Но дело в этой истории вовсе не в тишине…
Дело в том, что Людмила Андреевна сообщила должностным лицам Комитета о четырех зафиксированных ею случаях данного правонарушения. На что ей ответили, что эти факты подтверждения не нашли. Тогда она попросила Комитет дать ей возможность ознакомиться с материалами проведенной проверки, в том числе с опросами свидетелей. И ей снова отказали, почему-то сославшись на законодательство о персональных данных.
«Какие персональные данные?!, - негодовала Людмила Андреевна. - То есть я как заинтересованное лицо могу знакомиться с любыми материалами даже уголовного дела, если это не гостайна, а с делом об административном правонарушении за нарушение тишины, по мнению сотрудников Комитета по вопросам законности, не могу?!».
Пенсионерка сдаваться не собиралась и пожаловалась на должностных лиц Комитета Уполномоченному по правам человека в Петербурге. Тогда этот пост занимал Александр Шишлов. Он и юристы аппарата Уполномоченного разделили обеспокоенность Людмилы Андреевны и попросили разъяснений Комитета. Каково же было их удивление, когда получили аналогичный ответ – в возбуждении дела об административном правонарушении отказано, копия определения предоставлена, остальные материалы проверки – персональные данные.
Омбудсмен не согласился с позицией Комитета и инициировал комплексную прокурорскую проверку, а также поддержал Людмилу Андреевну в ее намерении отстаивать свои права в суде.
Однако Смольнинский районный суд административное исковое заявление о нарушении права Людмилы Андреевны и неопределенного круга лиц решениями, действиями (бездействием) Комитета по вопросам законности не удовлетворил. Суд апелляционной инстанции – тоже.
К тому времени должность Уполномоченного занимала уже Светлана Агапитова. Сменилось и руководство Комитета по вопросам законности. И штрафы за нарушение тишины уже выписывали полицейские… А Людмила Андреевна (конечно, не только вместе с «богом упрямства», а с помощниками из аппарата Уполномоченного) все продолжала...
И только в конце прошлого года Третий кассационный суд признал, что ее упорство имело достаточные основания. В своем кассационном определении суд перечислил нарушения, допущенные в апелляционной инстанции, и направил его в Санкт-Петербургский городской суд на новое рассмотрение.
Тем более, что ранее судами были проигнорированы материалы проверки, которую провела прокуратура Санкт-Петербурга по обращению омбудсмена.
Надзорный орган выявил, что Комитет предоставил заявительнице, а затем и Уполномоченному недостоверную информацию. Три протокола, составленных по фактам нарушения тишины, были возвращены в Комитет судом для устранения недостатков. Отказ в возбуждении еще одного дела об административном правонарушении прокуратура сочла необоснованным (не были учтены фактические обстоятельства и имеющиеся свидетельства). И, главное, Людмиле Андреевне незаконно отказывали в ознакомлении с материалами дела, в котором она была заинтересованным лицом.
В январе этого года Санкт-Петербургский городской суд полностью согласился с правовой позицией Уполномоченного, поддержанной в определении Третьего кассационного суда.
И если у читателя остались вопросы. Например, зачем все это делала Людмила Андреевна, а также почему ей помогали и предыдущий, и действующая омбудсмены? Объясняем: вместе им удалось остановить незаконную практику Комитета по вопросам (внимание!) законности.
В результате - два должностных лица Комитета были привлечены к дисциплинарной ответственности, один уволен. Теперь там не ограничивают заинтересованных лиц в ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях. А их Комитет вправе возбуждать совсем немало. В частности, за парковку автомобилей на газонах, нарушения правил содержания животных, несанкционированные сброс мусора, свалки, торговлю, рекламу и многое другое. В том числе за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Так что пенсионерка Людмила Андреевна и права омбудсмена своим упорством защитила.