В период разгара пандемии 67-летний пенсионер оказался перед угрозой голода. Он был вынужден выживать, питаясь на 80 рублей в день. Но виной тому, вовсе не коронавирус, а его невоздержанность при общении в соцсетях и неповоротливость бюрократической машины…
После вмешательства Уполномоченного Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу провело внутреннюю проверку, разобралось и даже наказало виновного. Однако теперь, ошибочно взысканные средства придется возвращать через суд. А это процесс небыстрый…
В наш век цифрового общения ссоры в социальных сетях и в комментариях стали очень популярной формой досуга. Негатив выплеснешь, эмоции получишь и ходить никуда не надо – ни в спортзал, ни к психотерапевту. Как в народе говорят: «дешево и сердито». Но, как показывает практика, за оскорбления могут призвать к ответу, поставить в очень неловкое положение и это совсем не дешево.
Как поссорились пенсионер Владимир с директором Александром
Владимир П. всегда занимал активную гражданскую позицию, и даже выйдя на пенсию, не утратил это качество. Заподозрив в нечестности директора управляющей компании, работавшей по месту его жительства, он решил поделиться своим мнением с соседями по дому. И стал транслировать эту информацию в группу одной из социальных сетей. Желая предупредить сограждан и выразить недоверие означенному директору, Владимир в своем сообщении написал «Он как всегда занимается подлогом!», при этом назвал оппонента «невоспитанным быдлом» и «лживым хамом». Видимо, рассчитывал столь красочными эпитетами придать весомости своим высказываниям.
Директор Александр Б. с такой оценкой его качеств и действий не согласился. Молча сносить унижение он не пожелал и потребовал сатисфакции в суде. Иск о защите чести и достоинства был принят к производству. В процессе рассмотрения были истребованы доказательства и назначена лингвистическая экспертиза.
Лингвистические тонкости «двусторонней коммуникации»
Несмотря на оскорбительный характер, определения «лживое невоспитанное быдло» и «лживый хам» эксперт определил как «часть двусторонней коммуникации» в форме оценочных высказываний, поэтому вопрос о том, унижают ли эти фразы честь истца и умаляют ли они его достоинство, был оставлен на усмотрение суда. А вот сентенция «Он как всегда занимается подлогом!», по мнению лингвиста, может расцениваться судом, как негативная информация, порочащая истца.
Рассмотрение длилось почти год. В итоге суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований. Владимира обязали опровергнуть сведения порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца путем размещения в группе социальной сети информации следующего содержания: «Мной была размещена следующая информация в отношении Александра Б.: «Он как всегда занимается подлогом!». Данная информация не соответствует действительности».
Определили и размеры компенсации морального вреда, которую нужно взыскать с ответчика в пользу истца. Сумма оказалась в десять раз меньше, чем требовал Александр со своего обидчика.
В решении сказано, что суд учел пенсионный возраст ответчика и «характер причиненных истцу нравственных страданий, выразившихся в переживаниях по поводу нарушения его личных неимущественных благ - чести, достоинства, деловой репутации». Также, на Владимира возложили бремя расходов по оплате государственной пошлины и нотариальных услуг. Пенсионер обжаловал решение, однако Городской суд оставил его без изменений.
Подвела добропорядочность
На основании документов, поступивших из суда, районным отделением судебных приставов было возбуждено исполнительное производство. С публикацией опровержения проблем не возникло, а вот с взысканием компенсации за нравственные страдания произошла накладка. Причем, не по вине Владимира. Как это ни странно, но против него сработала его же добропорядочность, которая в сочетании с нарушениями, допущенными приставом при исполнении служебных обязанностей, привела к печальному результату.
Имея копию судебного решения, Владимир не стал дожидаться принудительного взыскания и в конце 2019 года, частями перечислил положенную сумму. Документооборот бюрократической машины работает гораздо медленнее, чем действовал пенсионер. Лишь в феврале 2020 года пристав районного отделения возбудил исполнительное производство. После этого предпринял действия для установления имущественного положения «должника» (который фактически уже не являлся должником). Выяснив, что Владимир является получателем пенсии по возрасту, пристав вынес постановление об обращении взыскания на пенсию должника. В итоге, с мая по август 2020 года у одинокого пенсионера удерживались средства для погашения несуществующей задолженности.
Жизнь впроголодь
К полной своей неожиданности в мае 2020 года Владимир вместо положенных ему 15 202 рублей пенсии получил лишь половину. Когда удивление сменилось негодованием, пенсионер решил действовать. Однако в городе действовали ограничения из-за бушующей пандемии и все приемы граждан представителями государственных органов были прекращены. Пытаясь прояснить произошедшее, Владимир написал обращение в районный отдел службы судебных приставов, где потребовал разъяснить, на каком основании с него удерживаются деньги.
Узнав о возбуждении исполнительного производства по уже оплаченному долгу, пенсионер попытался разрешить недоразумение и письменно сообщил о произошедшей ошибке. Когда в следующем месяце он опять получил лишь половину пенсии, обратился в прокуратуру, отправив туда копии платежных документов. После того как и очередная ежемесячная выплата пришла урезанной – пожаловался Уполномоченному по правам человека…
«После оплаты коммунальных услуг, покупки лекарств и санитарно-гигиенических средств у меня остается на покупку продуктов 80 рублей в день! Весь мой суточный рацион более двух месяцев состоит из одного батона, трех пакетиков чая и одной упаковки плавленого сыра (на 4 дня)!!! Засыпаю и просыпаюсь с одной мыслью: очень хочется есть! За это время я похудел на пять килограмм!!!», - писал Владимир в своем обращении.
Деньги нашлись, но невозвращенная сумма осталась…
Александр Шишлов обратился к руководителю Главного управления федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу с просьбой провести проверку на предмет неправомерного возбуждения исполнительного производства, удержания денежных средств, а также соблюдения сроков рассмотрения заявлений гражданина. Установление истины потребовало значительного количества времени, но ответ пришел очень подробный, содержащий всю хронологию событий.
Главное управление выявило нарушения действующего законодательства, допущенные судебным приставом районного отделения. К виновнику применены меры дисциплинарного воздействия.
Из ответа следует, что большая часть неправомерно взысканных денежных средств возвращена по реквизитам должника. Однако 7 600 рублей Владимира П. уже успели с депозитного счета районного отделения перевести Александру Б.. Истцу направили требование о возврате излишне полученных денежных средств, но тот не спешит его исполнять. Если деньги не будут перечислены добровольно, приставы будут взыскивать их с Александра Б. в судебном порядке. Начальнику районного отделения дано указание осуществлять контроль по возврату денежных средств Владимиру П.
В результате история завершилась благополучно, хоть и не так быстро, как хотелось бы. Очевидным выводом о том, что инертность бюрократической машины может сыграть злую шутку, вряд ли кого-то удивишь. Да и ошибок в работе судебных приставов, связанных, вероятно, с их загруженностью, тоже хватает. Но есть в этой ситуации еще один полезный урок. Если вам очень хочется высказать свое мнение в публичном пространстве – это ваше право. При этом стоит помнить, что у вашего оппонента есть право призвать вас к ответу за сказанное. И прежде чем допускать вольности в высказываниях, задумайтесь – достаточно ли у вас средств и стоит ли оно того?