«Бесчеловечными условиями содержания» назвал подследственный гражданин обстановку в конвойных помещениях Ленинского районного суда. Свою жалобу в письменной форме о направил в адрес петербургского Уполномоченного. Светлана Агапитова побывала в указанном суде и осмотрела камеры, где подстражные дожидаются заседания. Выяснилось, что проблем там действительно хватает…
Не секрет, что места принудительного содержания комфортом не отличаются – это не их основное назначение. И все-же уголовно-исполнительная система стоит на пути гуманизации, и претензии, вызванные отсутствием элементарных бытовых удобств, возникают все чаще.
Именно о такой неустроенности написал петербургскому Уполномоченному Алексей П.*, после того, как побывал в конвойных помещениях Ленинского районного суда. Там временно размещаются граждане, которых доставили на заседание из следственного изолятора.
В камерах «отсутствуют столы для приема пищи, что делает невозможным содержание в данных помещениях», - констатировал подследственный. По мнению Алексея, поесть можно только, если сесть на пол и использовать скамью, как стол. Но по полу «тянет холодный воздух, который может ухудшить мое здоровье», - справедливо замечает гражданин.
Кроме того, там нет возможности разогреть пищу. Дело в том, что, уезжая на судебное заседание из изолятора, гражданин получает положенное ему там питание сухим пайком. Это набор из галет, чая и консервов. Алексей попросил у сотрудников разогреть еду, которая была в жестяной банке. Ему сказали, что такой возможности нет – для подстражных это не предусмотрено. В помещении для конвоя есть микроволновка, но в нее нельзя ставить упаковки, содержащие металл.
Светлана Агапитова посетила конвойные помещения Ленинского районного суда и убедилась, что почти все, рассказанное Алексеем, подтвердилось. Камеры маленькие, и в них есть только скамейки. Однако исправить это достаточно сложно. Дело в том, что здания судов, находящиеся в центральных районах, практически невозможно реконструировать, и в настоящее время всем требованиям отвечают лишь заново построенные.
Отчасти помогло бы решить проблему удаленное участие в заседаниях через систему видеоконференцсвязи (ВКС). Если бы все те ситуации, которые не требуют личного присутствия в зале, проходили бы в таком режиме, то и подследственные не испытывали бы неудобств, связанных с их доставлением, и конвойные помещения бы разгрузились. Однако помещений, оснащенных соответствующим оборудованием, не хватает. Как правило, это один-два зала заседаний на каждый суд.
Сотрудники конвойной службы рассказали, что тоже испытывают неудобства при исполнении своих служебных обязанностей из-за неприспособленности помещений. В дверях камер отсутствуют специальные окошки (так называемые «кормушки»), через которые можно передавать, например, кипяток для чая. Дежурному для этого приходится открывать дверь, что не очень хорошо с точки зрения безопасности. Наблюдение за сидящими в камере осуществлять тоже затруднительно, а это важно для пресечения попыток суицида или насилия. «Глазки» в дверях имеются, но что-то увидеть в них проблематично – изнутри они испорчены зажигалками. Идеальным решением было бы оснащение видеокамерами, но об этом пока речь не идет, ввиду значительных затрат. Пока же контролировать порядок приходится на слух в буквальном смысле.
Сотрудники охранно-конвойной службы признают, что иногда для подстражного доставка в суд и обратно занимает чрезмерно много времени. Таких ситуаций стараются не допускать, рационально выстраивая логистику, но не всегда это зависит только от конвойных. К тому же имеет место и недоукомплектованность личным составом.
Председатель Ленинского районного суда Елена Венедиктова рассказала Светлане Агапитовой, что о проблемах с конвойными помещениями знает и тоже заинтересована в их решении, как и в оборудовании залов ВКС. Соответствующие заявки на финансирование поданы, но перспективы пока не ясны. В нынешнем году запланирован долгожданный ремонт, который позволит хоть и не кардинально перестроить, но хотя бы привести в порядок конвойные помещения. Если собрать все надписи на стенах камер, то можно было бы издать небольшой роман…
Уполномоченный пообщалась и с подстражными. Некоторые камеры были пустые, в других – по одному, по два человека. Помещения действительно тесные и плохо освещенные. Из «удобств» – скамейки в камере и общий туалет, куда водит дежурный. У того же сотрудника можно попросить кипяток, чтобы попить чай. Находившиеся в тот момент в камерах жалоб не высказали, поскольку «уже привыкли», но согласились, что неудобств с доставлением в суд и пребыванием в конвойных помещениях много.
Женщина, находящаяся в одной из камер, рассказала, что не может пожаловаться Уполномоченному на задержку выдачи судебного решения. По ее словам, в СИЗО, где она содержится, не приветствуются обращения в любые инстанции. Официального запрета, конечно нет, но к «писателям применяют меры административного воздействия – перевод в многонаселенную камеру и тому подобное. Светлана Агапитова предложила воспользоваться ситуацией и приняла заявление на месте.
В соседней камере Уполномоченный обратила внимание на отсутствие пайка у находящегося там молодого человека. Однако подстражный объяснил, что уже все съел, хотя еще не было и полудня. Светлана Агапитова поинтересовалась – как он планирует продержаться остальную часть дня? Мужчина оптимистично ответил, что рассчитывает на освобождение в зале суда…
Чтобы представлять проблемы с доставкой подстражных в полном объеме, Уполномоченный также посетила и следственный изолятор «Кресты». Это тоже важное логистическое звено в этом процессе, поскольку отсюда граждан забирает конвой и сюда же привозит после суда.
С помещениями в «Крестах» проблем нет – все-таки это современное здание, строившееся с определенным назначением. А вот с оснащением не все благополучно. Из 30 комнат, предназначенных для видеоконференцсвязи лишь в семи установлено необходимое оборудование. Сотрудники изолятора также считают, что проведение судебных заседаний через ВКС существенно бы облегчило жизнь как подстражным, так и тем, кто обеспечивает процесс доставки.
В части подготовки к передаче подстражных конвою и приема возвращающихся из судов в «Крестах» проблем нет. По словам сотрудников в помещениях для ожидания граждане проводят не больше часа.
«Обязательно выясню ситуацию с перспективами оборудования помещений судов системами ВКС, - говорит Светлана Агапитова. – Все-таки в век электронных технологий надо их активнее внедрять. Это бы существенно облегчило жизнь подстражным, вынужденным целый день проводить в тяжелых условиях и без горячего питания. Ради формальности, которую можно соблюсти удаленно, приходится гонять служебный транспорт, сотрудников и обеспечивать весь этот сложный процесс доставки.
Мы обратимся к начальнику Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге Алексею Сухих, чтобы понимать в какие сроки планируется оборудовать залы заседаний необходимым количеством систем ВКС».
__________________________
*имя изменено