Светлана Агапитова пообщалась с петербуржцем по имени Савелий, который недавно признан судом недееспособным. Сам молодой человек с таким решением не согласен и попросил помощи омбудсмена. Сейчас Савелий проходит обучение в Мультицентре социальной и трудовой интеграции, расположенном во Всеволожске, и получает профессию «отделочник художественных изделий».
Уполномоченный по правам человека также ознакомилась с уникальным образовательным учреждением и обсудила с его руководителем Ириной Дрозденко возможные формы взаимодействия между социальными ведомствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые бы позволили ребятам из города пользоваться услугами Всеволожского мультицентра.
Хочу быть как все
В своем обращении к омбудсмену Савелий написал: «Я хочу быть как все и готов быть хозяином самому себе». Желание справедливое, но его исполнению мешает то, что молодой человек признан недееспособным. Такое решение вынес суд в результате рассмотрения иска органа опеки…
Со 2-го класса Савелий находился на домашнем обучении, жил вместе с мамой и братом-инвалидом. Как признается сам молодой человек, у него с детства есть трудности в общении и взаимодействии с людьми. Жила семья замкнуто. И эти его особенности с возрастом усугубились. В 2019-м мама тяжело заболела и вскоре умерла. В квартиру вернулся биологический отец и жизнь превратилась в бесконечный кошмар. Глава семьи на почве регулярного употребления алкоголя крушил квартиру. Через полтора года Савелий не выдержал и сам обратился в органы опеки.
После проверки братьев увезли в психиатрические больницы – одного в Кащенко, другого – в Скворцова-Степанова. Отца предупредили – или он бросает пить и берется за ум, или … Мужчина выбрал второй путь и его лишили родительских прав. После стационара Савелия поместили в Детский дом-интернат № 4 в Павловске, а брата в психоневрологический интернат. Вскоре состоялся суд по иску органов опеки о признании Савелия недееспособным. После проведения экспертизы требования истца были удовлетворены…
С таким решением не согласен не только молодой человек, но и специалисты Павловского дома-интерната, которые подготовили апелляцию. Сейчас Савелий находится в Мультицентре социальной и трудовой адаптации, где обучается профессии «отделочник художественных изделий». Именно там его и навестила Уполномоченный по правам человека Светлана Агапитова.
Ограничения – это не отсутствие дееспособности
Светлана Агапитова пообщалась с Савелием и волонтерами, которые его поддерживают и помогают. Молодой человек рассказал о том, как движется учеба, и о своих планах на будущее.
«У Савелия есть некоторые поведенческие особенности, причем он сам это осознает и вполне здраво о них рассуждает, - говорит Светлана Агапитова. – Он не стремится к коммуникации и признается, что бытовых навыков у него на сегодняшний день маловато. При этом он вполне сознательно выбрал профессию, которая не предполагает много общения, а умение готовить еду и убирать жилье – это дело наживное. Конечно, я не специалист в области психиатрии и не могу делать заключения о дееспособности, но мне кажется к случаю Савелия нужно присмотреться повнимательнее. И очень хорошо, что он пошел в Мультицентр – это учреждение как раз для него. Здесь стараются активировать в человеке максимум дееспособности, которая в нем есть, и помочь найти ей применение в реальной жизни.
Кстати, специалисты, работавшие с Савелием и в Мультицентре и в Павловском доме-интернате, тоже не считают его недееспособным. Говорят, что его поведенческие особенности, скорее связаны с замкнутым образом жизни и педагогической запущенностью. В настоящее время в суд подана апелляционная жалоба о пересмотре решения.
А пока Савелий не только осваивает профессию, но и совершенствует свои бытовые навыки – ходит в магазин, учится пользоваться банковской картой и микроволновкой, гуляет и подрабатывает упаковщиком».
В апелляционной жалобе говорится, что экспертиза, на основании которой выносилось решение о недееспособности, «не объективна и инертна», поскольку судом был не определен круг необходимых вопросов, по которым требуется заключение. Если даже у Савелия есть ограничения, связанные с психическими нарушениями, это не должно приводить к полному лишению его дееспособности.
Учреждение, где учат тому, что востребовано
Мультицентр социальной и трудовой интеграции – государственное учреждение, в котором обучают профессиям людей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам. В его полном названии есть слово «нетиповое». И этим очень многое сказано.
Процесс подготовки основан на индивидуальном подходе к интеллектуальным, психическим и физическим возможностям каждого ученика и представляет собой целый комплекс овладения профессией. Туда включено теоретическое и практическое освоение не только профессиональных, но и социальных компетенций. То есть выпускники получают не только определенные трудовые навыки, но и знают как искать работу, оформлять необходимые документы. Последующее трудоустройство предполагает так называемый «гарантийный срок» – сопровождение подопечного в период становления его как работника. Причем «адапт-команды» Мультицентра поддерживают выпускников и в быту, чтобы они плавно вошли в самостоятельную жизнь.
Еще одна серьезная заслуга и особенность этого уникального учреждения в том, что здесь готовят работников тех специализаций, которые в данный момент востребованы на рынке труда.
«Нецелевое обучение без конкретной локальной востребованности – это потенциальная безработица, - справедливо отмечает руководитель Мультицентра Ирина Дрозденко, - нам важно учить тому, что нужно работодателю, чтобы ребята сразу могли пойти трудиться».
В перечне профессий: кухонный рабочий, вышивальщица, монтировщик шин, формовщик теста, укладчик-упаковщик, уборщики территорий и служебных помещений, газонокосильщик, рабочий по уходу за животными, мойщик посуды, швея, отделочник художественных изделий.
Специалисты центра подчеркивают, что готовят работников очень узкой специализации. Например, уборщик территорий, не предполагает уборку служебных помещений. Это связано с особенностями здоровья обучающихся. Однако об этих нюансах работодатель извещен заранее, чтобы не было неприятных сюрпризов.
В силу географической локации и административной принадлежности работать Мультицентру проще с учениками из Ленобласти. Им отдают приоритет, но принимают и из других регионов. Их тоже стараются ориентировать на профессии, востребованные в родном регионе, и помогают в трудоустройстве. Обеспечить сопровождение в таких ситуациях, конечно, проблематично.
Мультицентр объединит город и область
Познакомившись с работой Мультицентра социальной и трудовой интеграции, Светлана Агапитова обсудила с Ириной Дрозденко важный вопрос о взаимодействии с учреждениями Санкт-Петербурга. Например, в Психоневрологическом и интернате № 3 живет девушка, которая получила в Мультицентре профессию рабочего по уходу за животными и очень хочет этим заниматься. Но по месту ее жительства таких вакансий нет, есть только в Ленобласти. Мультицентр готов решить вопрос сопровождаемого проживания, но для этого необходимо продумать и заключить соглашение между социальными ведомствами субъектов, поскольку это связано с финансированием. Соглашение помогло бы существенно расширить возможности социальной и трудовой интеграции граждан, находящихся в учреждениях Санкт-Петербурга.
«Мне очень нравится сама концепция Мультицентра социальной и трудовой интеграции, - делится впечатлениями Светлана Агапитова. – Это хороший шанс для людей с особенностями здоровья выбраться из учрежденческой системы настолько, насколько им позволяет самостоятельность. Нужны разные уровни сопровождения и адаптации в быту и на работе. Кому-то достаточно дать востребованную профессию и привести на рабочее место, а кому-то требуется постоянная помощь и поддержка, но при этом он может что-то делать самостоятельно.
Давно пора менять эту практику, когда ставят клеймо – недееспособен и навсегда обрекают на существование в системе психоневрологических интернатов. Даже если есть ограничения, но человек может как-то развиваться с учетом своих особенностей, необходимо давать такую возможность.
Эти технологии хорошо освоены в Мультицентре и ими готовы делиться. Пока у нас в Санкт-Петербурге нет такого учреждения нужно найти возможность пользоваться услугами соседей. Но и над созданием аналога в городе тоже надо работать».