Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге продолжает объезд районных судов города, проверяя условия содержания в конвойных помещениях (о целях и задачах проверок можно узнать здесь). На этот раз Светлана Агапитова посетила Сестрорецкий и Зеленогорский суды.
От полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Уполномоченного и сотрудников его аппарата сопровождал Юрий Ермолаев. В Сестрорецком районном суде в осмотре конвойных помещений участвовал врио председателя Александр Емельянов. Конвойные помещения и залы заседаний Зеленогорского районного суда Светлане Агапитовой и ее коллегам показывала начальник общего отдела Мария Виленчик.
«Дачная» атмосфера
Специфика рассматриваемых в судах Курортного района дел связана как с богатой флорой и фауной Карельского перешейка (преимущественно с нарушением режима особо охраняемых природных территорий, незаконной охотой и рыбалкой), так и с высокой стоимостью земли (а, значит, и с обилием имущественных споров и преступлений экономического характера). Такие вот особенности местности. В остальном наблюдаются устойчивые общегородские тенденции – кражи, наркоторговля, мошенничество...
Особенностью же конвойных помещений Зеленогорского районного суда является полное отсутствие настенной росписи в камерах. То ли целебный воздух сосновых лесов так влияет на подстражных, то ли бдительность конвоиров. Или исключительно интеллигентные обвиняемые сюда попадают.
В Сестрорецке, правда, тоже никто не самовыражается на стенах камер, но по понятной причине – мешает грубая цементная штукатурка «под шубу».
Что же касается условий содержания конвоируемых из следственных изоляторов – как говорится, к ним есть вопросы в обоих судах Курортного района. Ответы и варианты решений Уполномоченный планирует искать вместе с руководством городского управления Судебного департамента по итогам посещения всех районных судов. А пока отметим, на что обратили внимание участники проверки.
Сестрорецкий районный суд
Суд более 20 лет находится на ул. Володарского, 41, в здании 1954 года постройки в стиле сталинского неоклассицизма. До этого тут располагался Трест Севзапкурортремстрой Всесоюзного объединения Курортстрой. То есть под нужды правосудия приспосабливали уже имеющиеся помещения.
Входная зона доступна для маломобильных посетителей (есть стационарный пандус), однако им потребуется посторонняя помощь (из-за отсутствия противоскользящего покрытия).
По штатному расписанию здесь работает пять судей (в настоящее время – четыре), столько же залов для судебных заседаний (все очень небольшие по метражу).
Светлане Агапитовой показали только один - самый вместительный. Александр Емельянов признал, что даже в этом помещении бывает невозможно обеспечить всем желающим гарантированную законом открытость судебного разбирательства. Доступ СМИ и публики ограничен небольшой вместимостью зала.
Тут же проходят заседания по видеоконференцсвязи. В Сестрорецком районном суде это стало уже регулярной практикой два-три раза в неделю. В момент визита Уполномоченного проверяли технику перед таким заседанием с участниками процесса, находящимися в Областной больнице им. Гааза УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В этом же зале единственное в суде место для подстражных обвиняемых по уголовным делам оборудовано не современными стеклянными ограждениями, а решетками.
Оборудованность суда так называемыми противопобеговыми средствами оставляет желать лучшего (притом, что побеги тут бывали). Как и во всех посещенных ранее Уполномоченным судах, здесь отсутствует специальный шлюз, куда должен въезжать спецтраспорт с конвоируемыми. Для изолированной посадки и высадки подстражных обвиняемых есть только навес из металлических решеток на крыльце отдельного входа в здание суда. Находится оно в жилом квартале, в непосредственной близости расположена детская площадка.
В пролете и на окнах конвойной лестницы отсутствует противопобеговая решетка.
Под конвойной лестницей во время визита Уполномоченного было припарковано несколько велосипедов.
«Ваши?» - поинтересовалась Светлана Агапитова. Никто из сотрудников суда не признался.
Согласно акту комиссионного обследования суда от 14 мая этого года, его участники уже констатировали, что на лестницу «имеют доступ посторонние лица». Судя по припаркованным двухколесным транспортным средствам, данное нарушение так и не устранили.
В блоке камер нет защитного ограждения.
Камер три, оборудованы только лавками. Столиков для приема пищи нет. Очень плохое освещение (15 - максимум 20 люксов при рекомендуемой нормативами освещенности в 150 люксов).
Стены, как уже отмечалось выше, цементные (темно-серый цвет «крадет» и так тусклый свет единственной лампочки в камере), грубая штукатурка «под шубу» не отвечает требованиям безопасности. Единственный ее плюс – практически исключен вандализм.
На дверях отсутствуют смотровые глазки и окна для раздачи еды и кипятка. Видеонаблюдения в камерах нет.
Есть бойлер для кипятка. Из еды - оставленные вчерашними подстражными продукты из сухого пайка. Светлана Агапитова изучила сроки годности и ассортимент консервов и каш, с удовлетворением отметив разнообразие питания, которое конвоируемые привозят с собой из СИЗО.
Санузел – давно не обновляемая «чаша Генуя». Выглядит неважно, несмотря на поэтическое название, данное в честь прекрасного итальянского города, в котором впервые появился подобный туалет.
С временными постояльцами камер Уполномоченному поговорить не удалось. Светлана Агапитова приехала в Сестрорецкий районный суд к 10.00, а первых конвоируемых должны были привезти к 14.00. В Зеленогорск обвиняемых доставляют еще позже. Поэтому и там ни с подсудимыми, ни с их конвоирами поговорить участникам проверки не удалось.
В маршрутах конвоирования пригородные суды обычно являются финальными точками. Такая же практика в Петродворцовом и Кронштадтстком районных судах.
Конвоируемых привозят не раньше обеденного времени, и рассмотрение уголовных дел с их участием назначается на вторую половину дня.
Зеленогорский районный суд
Здание находится на ул. Красных курсантов, 8, построено в 2014 году специально для суда. И как такие же сооружения, специально спроектированные и возведенные для судов Пушкинского, Колпинского и Выборгского районов Петербурга, Зеленогорский - уже нуждается в ремонте. Особенно остро – находящиеся в аварийном состоянии колонны входной группы. Восстановительные работы запланированы в следующем году. А пока посетителей и сотрудников суда защищают сетки и, хотелось бы верить, встречающая всех в холле статуя богини правосудия. Фемида эта – подарок Судебного департамента.
Входная зона доступна для маломобильных посетителей, но ее недостатки аналогичны тем, на которые делегация во главе с Уполномоченным обратила внимание в Сестрорецке. Здесь их даже больше (несмотря на то, что здание новое) – на пандусах вообще нет поручней. Беспрепятственный доступ для колясочников обеспечен внутри суда и на первом, и на втором этажах – есть специальная платформа-лифт.
С другой стороны здания для заезда спецтранспорта и изолированной посадки и высадки конвоируемых созданы почти образцово-показательные условия – есть огороженный забором двор, на крыльце – навес из металлических решеток. Шлюза с крышей, правда, нет. Но его нет ни в одном из посещенных Уполномоченным районных судов, только в Санкт-Петербургском городском суде.
В блоке конвойных помещений три камеры. Стены без шубы, штукатурка гладкая, что называется, рисуй – не хочу. Но никто почему-то ничего не нарисовал. В комнате отдыха конвоиров – вежливое объявление с просьбой следить за оставленной чистотой стен камер. И следят, судя по отсутствию надписей и рисунков.
Цвет стен оригинальный для подобных мест, модный – лавандовый. Из-за него кажется, что в камере светло, хотя по количеству люксов освещенность до рекомендованных 150-ти не дотягивает сильно.
Туалет для конвоируемых – современный с «человеческим» унитазом и раковиной из нержавеющей стали.
Отдельная конвойная лестница ведет в залы судебных заседаний. Для рассмотрения уголовных дел их в Зеленогорском районном суде два. Они оборудованы всем необходимым, в т.ч. для присяжных. Есть видеоконференцсвязь, свидетельская (для участников программы «Защита свидетелей»), современные экраны из пулестойкого стекла для подстражных.
Рассматриваются здесь и гражданские дела. Правосудие вершится тремя судьями. Сотрудников суда тоже немного. В общей сложности 11 человек.
Помимо хорошо оборудованных залов заседаний, Светлана Агапитова похвалила специально созданный для Зеленогорского районного суда архив.
«По последнему слову архивного дела в суде все сделано, - поделилась правозащитница. – Приятно, конечно, плюсы отмечать, а минусы, по моим наблюдениям, очень схожи во всех районных судах, в которых мы уже были. Наша задача – помочь Судебному департаменту минимизировать недостатки и максимально облегчить пребывание людей в конвойных помещениях. Чтобы еду можно было подогреть и поесть по-человечески, а не с лавки, чтобы элементарную медицинскую помощь подстражным могли тут оказать, чтобы были нормальные лампы для чтения. Люди же проводят в этих помещениях очень длительное время, иногда почти весь день. Представим наши рекомендации по итогам объездов. А пока нас ждут проверки четырех оставшихся судов».