Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Свет добра

13 сентября 2022

«Как далеко протянут луч от маленькой свечи! Так в мире зла поступок добрый светит». Эта цитата из «Венецианского купца» Шекспира как нельзя лучше подходит в качестве эпиграфа к истории про оказавшуюся в беде пенсионерку Нину Андриановну и ее по-настоящему «волшебную помощницу» Ольгу. В реальной жизненной ситуации, о которой Уполномоченному по правам человека в Петербурге Светлане Агапитовой рассказала сама Ольга, и попросила о содействии в ее разрешении, «шекспировских страстей» предостаточно. Но главное, конечно, что эта полная драматизма история про неотвратимость справедливого правосудия и про то, что действительность иногда бывает удивительнее художественного вымысла…

Ольга З. много лет проработала в аппарате одного из районных судов Петербурга, а сейчас занимается частной юридической практикой. О несчастьях, одно за другим постигших Нину Андриановну К., она узнала случайно. Соседка по даче рассказала про неходячую одинокую пенсионерку, которую через суд выселяли из единственного жилья дальние родственники ее скоропостижно умершего пасынка Сергея (официально усыновление оформлено не было), ставшие его наследниками. И Ольга начала помогать. Бескорыстно и безвозмездно. А так как сама не очень верила, что у нее получится отстоять права Нины Андриановны в Верховном Суде (все предыдущие судебные инстанции были пройдены, иск пенсионерки об установлении факта ее нахождения на иждивении Сергея К. и признании 1/2 доли на наследственное имущество проигран, а из-за процессуальных ошибок юристов, которые ее представляли, был пропущен срок подачи жалобы в Верховный Суд), новая защитница обратилась к петербургскому омбудсмену Светлане Агапитовой за содействием в дальнейшем жизнеустройстве одинокой больной женщины, если она лишится крыши над головой. Ольга также попросила помочь с медицинским обследованием пенсионерки для усиления группы инвалидности (у нее сейчас III группа), назначения дальнейшего лечения и реабилитации. И так слабое здоровье Нины Андриановны из-за смерти в 33 года Сергея, которого она воспитывала с детства и любила как сына, проигранных судебных тяжб и реальной угрозы выселения было подорвано.

Предыстория иска о выселении

Ольга рассказала Светлане Агапитовой, что в 1997 году Нина Андриановна вышла замуж за человека, у которого был сын Сергей 1985 года рождения. Родная мать ребенка умерла, когда ему было 7 лет. Нина Андриановна приняла мальчика как родного, он ее тоже очень полюбил. Она даже продала свою комнату в коммунальной квартире, чтобы лечить Сережу, у которого был врожденный порок сердца. Ей удалось поставить мальчика на ноги, воспитать хорошим человеком, который сам впоследствии стал медиком и до конца своих дней заботился о мачехе, которую считал мамой.

Муж же Нины Андриановны оказался неврастеничным, возможно, даже больным человеком, у которого постоянно возникали приступы необоснованной агрессии к ней и к сыну. Отношения стали ухудшаться, а в 2005 году совсем разладились - брак был расторгнут. Но из-за того, что другого жилья у Нины Андриановны не было, после развода они еще десять лет проживали с бывшим мужем и Сергеем в одной квартире (она досталась сыну от родной матери). Нина Андриановна с сыном жили в одной комнате, бывший муж - в другой. Правда, у Нины Андриановны был еще участок с дачным домиком в Новгородской области, но постоянно жить там было невозможно. А в 2013 году она подарила его Сергею.

Сергей стал фельдшером в детской больнице, много работал. В 2014 году ему удалось взять ипотеку и приобрести жилье в строящемся доме в Колпино, чтобы наконец разъехаться с отцом. Через год они переехали в новую квартиру вместе с Ниной Андриановной. Теперь Сергей стал заботиться о мачехе, у которой обнаружили злокачественную опухоль и были проблемы с суставами, из-за которых она с трудом передвигалась на ходунках. Он занимался ее лечением, покупал все необходимое. Семейный бюджет был общим. Пенсии по старости и доплаты за инвалидность Нины Андриановны, конечно, хватало не на многое. Сергей же хорошо зарабатывал и, хотя еще выплачивал ипотеку и автокредит, обеспечивал мать всем необходимым. Соседи по подъезду, которые бывали у них дома, даже не догадывались, что он – не родной сын Нины Андриановны. Они относились друг к другу с большой теплотой. Сын старался каждый день выводить мать на прогулку, возил ее по врачам, больницам, ухаживал после операции по удалению опухоли. Идиллическая история о взаимной поддержке этих не родных по крови, но любящих друг друга людей закончилась внезапно и трагически. 11 октября 2018 года Сергей умер.

Из-за того, что Нина Андриановна официально его не усыновила, а он не написал завещание, перед оставшейся одной больной пенсионеркой возникла угроза потери единственного жилья. Формально она жила и была прописана в квартире постороннего человека, у нее был собственный доход - пенсия… Наследник же первой очереди – отец Сергея и бывший муж Нины Андриановны, а после его смерти в 2020 году дальние родственники, были категорически не согласны с тем, чтобы Нина Андриановна оставалась в этой квартире.

«Волшебная помощница» Нины Андриановны

«Состояние Нины Андриановны в условиях стечения всех этих ужасных событий оставляло желать лучшего, но друзья все же уговорили её взять себя в руки и подать заявление в суд об установлении факта нахождения на иждивении умершего сына и признании 1/2 доли на наследственное имущество, что и было сделано. Однако пенсионерке попались недобросовестные, а, может, просто некомпетентные юристы, которые дело не только проиграли, но и совершили множество процессуальных ошибок, - написала Ольга петербургскому омбудсмену в начале этого года, сразу после того, как досконально изучила критическую ситуацию, в которой оказалась одинокая пожилая женщина, и начала придумывать, как ей можно помочь. - Решение по делу с отказом в удовлетворении исковых требований было вынесено районным судом 28.11.2019, затем было обжалование в Городской и Кассационный суды, которые оставили решение первой инстанции в силе. После вынесения кассационного определения юрист, который вел это дело с самого начала, отказался от дальнейшего его ведения, и Нина Андриановна обратилась к другим юристам, компании ООО "Правосудие", которые оказались просто проходимцами, взяв с пенсионера и инвалида 30 000 рублей и пообещав обжаловать решение в Верховный Суд, просто пропали, пропустив тем самым срок для обжалования. В это время наследники вступили в права наследства, зарегистрировали собственность, в том числе и на указанную квартиру в Колпино, и подали иск о выселении Нины Андриановны. Ко мне с этим вопросом всего лишь неделю назад обратилась её подруга, в экстренном порядке я ознакомилась с судебными актами и документами, подготовила кассационную жалобу в Верховный Суд…».

После этого обращения новой защитницы Нины Андриановны к Уполномоченному по правам человека в Петербурге у нее и ее подопечной появились настоящие союзники в лице самой Светланы Агапитовой и сотрудников ее аппарата. Они постоянно находились на связи, советовались, связались с благотворителями, которые помогли Ольге возместить хотя бы некоторые понесенные ей расходы (в частности, на нотариальную отмену доверенностей, выданных пенсионеркой другим юристам). При содействии омбудсмена Нину Андриановну госпитализировали для обследования, которое позволит в дальнейшем усилить группу инвалидности. Пенсионерка еще в больнице, но через две недели ее планируют выписать.

«Мы, конечно, помогали, как могли, но львиную часть работы сделала Ольга. Она оказалась не только добрым и отзывчивым к чужой беде человеком, но и прекрасным юристом, к аргументации которого прислушался Верховный Суд. Ей удалось сначала восстановить срок обжалования, а потом и выиграть это сложнейшее дело. Справедливость восторжествовала - Нину Андриановну включили в круг наследников, - комментирует благополучно разрешившуюся ситуацию Светлана Агапитова. – Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда удовлетворила подготовленную Ольгой кассационную жалобу, отменила принятые по делу судебные акты и направила его на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как раз вчера состоялось его заседание, где мировое соглашение, составленное Ольгой и подписанное другими наследниками (а они уже успели продать машину Сергея и еще одну его квартиру), было передано судье. По этому соглашению квартира в Колпино переходит в собственность Нины Андриановны. Следующее судебное заседание назначено на 29 сентября, и я очень надеюсь, что оно станет последним в этой драматической истории».



Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00