Сопровождаемое проживание – это та форма, которая дает человеку с психофизическими нарушениями возможность не просто существовать, а развиваться и жить полноценной жизнью. Однако в государственной системе этот вид социальной помощи – большая редкость. Вместо этого людей с особенностями психического здоровья помещают в психоневрологические интернаты, где они все оказываются одинаково недееспособными. Даже те, кто юридически не лишен права жить самостоятельно. И выхода из этой системы для них практически нет.
Светлана Агапитова побывала в Центре сопровождаемого проживания инвалидов с психофизическими нарушениями на улице Цимбалина. Это – как раз тот самый редкий пример учреждения государственной системы, которое помогает людям с особенностями здоровья жить своей личной жизнью, а не просто существовать в массе. Но вместо развития подобных центров, планируется построить новые многолюдные интернаты…
Пока – «пятидневка»
Центр сопровождаемого проживания инвалидов с психофизическими нарушениями является структурным подразделением Психоневрологического интерната № 10 имени В.Г. Горденчука. Создан он в 2018-м году на материальной базе существовавшего здесь ранее Центра медицинской и социальной реабилитации детей им. В. В. Цимбалина на одноименной улице.
На сегодняшний день здесь организовано 5-дневное проживание граждан с особенностями здоровья. Сейчас в Центре находятся 32 человека, трое из них дееспособны. У всех есть родители, которые забирают их на выходные.
В учреждении проживают в одно-, двух, и трехместных комнатах, объединенных в блоки с санузлами, оборудованными с учетом особенностей. При размещении учитывают совместимость соседей и пожелания.
Для тех, кто не успел завершить образовательный процесс на дому или в период пребывания в детском доме-интернате, организовано обучение. Заключены договоры с двумя школами – двух учеников возят, а к четверым приезжают педагоги. Остальные, в течение дня охвачены вниманием сотрудников Центра.
Заместитель директора ПНИ-10 по социальным вопросам Вера Калинина и руководитель Центра сопровождаемого проживания Надежда Петровская показали Уполномоченному учреждение и рассказали о его работе. Светлана Агапитова побывала в творческих кружках, музыкальном классе и спортивном зале, где занятия шли полным ходом. На тренировочной кухне подопечные готовились поставить в духовку домашнее печенье. А часть проживающих были погружены в «социально-средовую ориентацию» – освоение навыков, необходимых для жизни в городе. Как пользоваться банкоматом, какие бывают купюры, как найти дорогу к ближайшему магазину? – все эти вопросы, над которыми большинство обычных людей не задумываются, здесь, в Центре – предмет для изучения.
На экране проектора как раз светилась тема «банковские карты». Светлана Агапитова поинтересовалась у отвечавшего ученика: «а что такое ПИН-код?». Точной формулировки он не дал, но почти не задумываясь ответил: «его нельзя никому сообщать».
Все готово к «ежедневке»
Пятидневная форма проживания перебазировалась сюда с основной площадки ПНИ-10 в период коронавирусных ограничений, поскольку интернат работал в сменном закрытом режиме. Однако Центр на улице Цимбалина активно готовится реализовывать свою основную миссию – сопровождаемое проживание инвалидов с психофизическими нарушениями в непрерывном цикле. Уже готовы места для 10 человек, продумана схема их профессионального обучения, чтобы в последующем трудоустроить. Подготовку будет проводить Всеволожский Мультицентр социальной и трудовой интеграции, но на базе Центра сопровождаемого проживания, так как некоторые подопечные нуждаются в терапии, которую нельзя прерывать.
Ведется и поиск рабочих мест. Часть подопечных получится трудоустроить у себя в качестве подсобных рабочих, дворников и операторов стиральных машин. В планах – реконструкция и открытие собственного пищеблока (сейчас питание доставляется в учреждение по аутсорсингу). Тогда появятся еще несколько рабочих мест.
«Опыт структурного подразделения Психоневрологического интерната № 10 убедительно показывает, что в существующих условиях можно успешно развивать направление сопровождаемого проживания инвалидов с психофизическими нарушениями в государственном секторе, - говорит Светлана Агапитова. – Вместо этого я вижу в планах строительство еще трех психоневрологических интернатов. Аргументируют это тем, что в эти учреждения есть очередь.
Так, наверное, лучше вывести из действующих интернатов тех, кто может жить с сопровождением. Тогда места освободятся и люди получат возможность выйти из этой системы.
Не так давно проводилось исследование*, в котором изучали потребность в сопровождаемом проживании. Результаты говорят о том, что жить в такой форме хотят 32% опрошенных, а оставаться в интернате – 31%. То есть – поровну. При этом в государственной системе сопровождаемое проживание существует лишь в единичных, исключительных случаях. В то время как практически все ментальные инвалиды попадают в ПНИ без возможности изменить форму жизни.
Люди с психофизическими нарушениями все разные, и у каждого свой потенциал. Нужно создавать систему с несколькими уровнями, которая для каждого найдет место сообразно его способностям. И для самих подопечных это будет стимул – обучаться, работать, осваивать бытовые навыки. А если всех под одну гребенку загнать в многоместные ПНИ, то никакой динамики не будет в принципе. Люди пожизненно обречены на существование «поели-попили-спатьположили». Даже те, кто способен на большее. Получается, что система сама увеличивает количество недееспособных.
На мой взгляд нужно сделать упор на развитие именно таких учреждений, как Центр сопровождаемого проживания на улице Цимбалина. Тем более, что и у него еще большой потенциал – территория там позволяет построить новый корпус, а хорошая основа там уже создана».
______________
*Результаты исследования «Востребованность в сопровождаемом проживании получателей социальных услуг по результатам опроса граждан, получающих социальные услуги в психоневрологических интернатах Санкт-Петербурга» были представлены в материалах III национального конгресса «Реабилитация – XXI век: традиции и инновации».
В заключении подчеркивается необходимость создания современной модели, позволяющей реализовать учебный этап сопровождаемого проживания. А практическое применение этой стационарзамещающей технологии позволит минимизировать число граждан, неспособных адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме.