Записаться на прием ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ Задать вопрос

Туберкулезная больница №8: место ссылки или санаторий?

10 августа 2023

«Нас посылают на смерть в пожизненном заключении…», - такую трагично-безысходную картину нарисовал гражданин в письменном обращении к петербургскому Уполномоченному. Он утверждает, что представляет мнение сразу нескольких пациентов, больных туберкулезом с широкой лекарственной устойчивостью. Поскольку из письма следовало, что «пожизненное заключение» предполагается в Туберкулезной больнице №8, Светлана Агапитова посетила это учреждение, чтобы разобраться в ситуации.

Жалоба

Заявив, что представляет интересы группы пациентов, Борис Андреев* в своем обращении сообщал о неэффективности назначаемых схем лечения. По его убеждению, это приводит к формированию широкой лекарственной устойчивости болезни – это когда организм уже не реагирует на противомикробные препараты. В итоге, пациент признается неизлечимым и отправляется в Туберкулезную больницу №8 в Павловске, где уже получает только поддерживающую терапию и, по сути дела, «доживает» без надежды на выздоровление…

Меж тем, Борис Андреев ссылается на федеральное законодательство, согласно которому, гражданин имеет право на самостоятельный выбор лечебного учреждения. Вместо этого, система здравоохранения Санкт-Петербурга руководствуется маршрутизацией, определенной местными нормативными актами. Заявитель сообщает, что пациентов «пугая судами, принуждают ложиться в Туберкулезную больницу №8». Кроме того, он заявляет об искажении фактов при формировании историй болезни. Делается это для того, чтобы ввести в заблуждение врачебную комиссию, принимающую решения о целесообразности дальнейшего лечения.

Все это, по мнению Бориса Андреева, приводит к тому, что ряд больных с множественной и широкой лекарственной устойчивостью, скрываются от диспансерного наблюдения из-за боязни «ссылки в Павловск» и готовы идти бродяжничать, только бы не попасть в это учреждение. Попытки донести всю эту тревожную информацию до «руководства фтизиатрической службы» успехом не увенчались по причине того, что оно (руководство) уходит от встреч.

Место «ссылки»

Претензии, изложенные в обращении, действительно требуют внимания. Однако предметно проверять столь общие заявления, к тому же не зафиксированные документально, – довольно сложно. Тем не менее, петербургский Уполномоченный решила выехать в место «ссылки» больных с хроническим туберкулезом и, поговорив со специалистами и пациентами, оценить обоснованность жалоб.

Учреждение, столь мрачно описанное в заявлении, на деле выглядит вполне благообразно. На восьми гектарах утопающей в зелени территории расположились несколько корпусов, не таящих в своем облике ничего зловещего. Главный врач больницы Любовь Кузнецова с готовностью проводила Уполномоченного по отделениям и рассказала о работе стационара.

Бытовым условиям здесь могут, наверное, позавидовать большинство медицинских учреждений нашего города. Размещение в палатах из расчета – восемь квадратных метров площади на человека. Максимум – трехместные с отдельным санузлом. Оборудована зона для маломобильных пациентов. Те, кто относится к категории «бактериовыделяющих», помещаются в боксовой системе с отдельными входами. Во всех помещениях – свежий ремонт. Места для прогулок тоже хватает – периодичность и длительность пациенты определяют самостоятельно, если нет противопоказаний.

«То пусто, то густо»

По мнению главного врача, стационар оснащен всем необходимым и оказывает квалифицированную помощь по существующим стандартам. А вот претензии к маршрутизации Любовь Кузнецова тоже считает справедливыми, но лишь в том смысле, что она давно не пересматривалась и фактически не исполняется. Однако на пациентах это не особенно отражается, тут больше страдает заполняемость больницы, в которой «то пусто, то густо». Например, сейчас из имеющихся 301 койки занято лишь 60.

В том, что граждане с социально значимыми инфекционными заболеваниями в терминальной стадии развития, каковым является туберкулез с множественной и широкой лекарственной устойчивостью, направляются сюда – нет никаких нарушений. Для них и создано отделение длительного наблюдения. Считается, что излечение не может быть достигнуто после того, как проведено два курса полноценной контролируемой химиотерапии, оказавшимися неэффективными. Однако решение о том продолжать лечение или нет принимает врачебная комиссия. Поэтому на практике пациенты проходят и четыре, и пять курсов, прежде чем терапевтический ресурс не будет исчерпан. Но и в этой ситуации человек может жить многие годы при наличии условий и должного ухода. Именно этим и занимаются специалисты отделения длительного наблюдения. Выходить за пределы больницы таким пациентам действительно не разрешается, поскольку они представляют угрозу для окружающих.

По поводу «неэффективности назначаемых схем лечения» дал пояснения заместитель главного врача по медицинской части Андрей Конышев. Подобные претензии на уровне Санкт-Петербурга, по меньшей мере, бессмысленны – эти стандарты едины на всю страну. Кроме того, по мнению начмеда, в настоящее время о неизлечимости можно говорить только в случае особенно запущенных случаев. И, к сожалению, формируются они зачастую не без участия самих пациентов. Этому способствуют ситуации, когда больной прерывает начатый курс – например, алкоголизируется и перестает принимать препараты…

«Пациенты, с которыми я пообщалась, вовсе не чувствуют себя «в ссылке» и в общем, всем довольны, - говорит Светлана Агапитова. – Оно и неудивительно, бытовые условия Туберкулезной больницы №8 больше похожи на санаторий, что хорошо именно для случаев вынужденного длительного пребывания.

Однако, эта жалоба – повод обратить внимание на маршрутизацию туберкулезных больных. Почему столь хорошо оборудованный в техническом и бытовом смысле стационар заполнен лишь на пятую часть? Думаю, что за счет ресурса павловской больницы можно было бы существенно разгрузить городские стационары, принимающие таких пациентов».

__________________________

*имя изменено


Архив новостей
Мы в соцсетях
00:00